Пираты в поисках старых карт: как Англия стала великой морской державой

3857 просмотров

Мы помним из курса истории, что в 18-19 веках главной морской державой была Англия. Непобедимый флот обеспечивал ей такое количество колоний по всему миру, что, как говорили, над территорией Великобритании никогда не заходит солнце. Однако не так уж давно, всего каких-то 450-500 лет назад, Англия прозябала на “задворках истории мореплаваний”. Бал на море правили совсем другие европейские державы, а у англичан не было даже собственной картографической школы! Однако, возможно, именно это и помогло им вскоре обогнать главных конкурентов.

К середине 16 века, в самый разгар Великих географических открытий, лидерами в картографии были португальцы, французы и испанцы — каждое из этих государств имело свою продвинутую картографическую школу. В 1574 году математик Уильям Боурн упомянул в совсем труде “Regiment for the sea”, что английские моряки вынуждены были полагаться на чужие старинные карты. Однако другие державы не спешили делиться своими секретами с англичанами — даже за большие деньги редко удавалось купить точные карты новых земель.

Исключением стал, пожалуй, лишь 1576 год, когда английский капитан Фрэнсис Дрейк лично посетил Лиссабон, чтобы купить карты, необходимые ему для кругосветного путешествия, которое он планировал. Дрейк отправился в него в 1577 году и вернулся обратно через три года. По пути он высадился на северном берегу Калифорнии, которую объявил собственностью Королевы. Следующие 200 лет большинство картографов знали этот регион под тем именем, которое дал ему Дрейк — Новый Альбион. А вплоть до 1747 года было широко распространено мнение, что это остров, а не часть американского континента — пример, насколько стойкими могут быть некоторые картографические ошибки.

Однако Великобритания по прежнему ощущала острую нехватку точных карт. Необходимо было другое — силовое — решение этого вопроса.

Правление Елизаветы I (1553-1603) известно как эпоха великих “елизаветинских морских волков” — Дрейка, Гренвилла, Хокинса и Рэйли. Эти мореплаватели по сути были пиратами, тайно поддерживаемыми самой Королевой. Они начали нападать на корабли испанского флота, которые перевозили сокровища из своих заморских империй обратно на родину. Но не менее важной целью таких нападений было приобретение старинных карт разных регионов мира. Таким образом начало зарождаться будущее морское могущество Великобритании.

Английские корсары в полной мере использовали старые карты с каждого корабля, который им удавалось захватить. Ситуация стала меняться к концу 16 столетия, когда в 1584 году сэр Уолтер Рэйли убедил Елизавету поддержать его план по основанию колонии в Вирджинии — только что открытой территории, которая была названа в честь Королевы-Девственницы, как называли Елизавету. В следующем году кузен Рэйли сэр Ричард Гренвилл основал недолговечное поселение на острове Роанок у берегов Вирджинии.

0dfa2b82-58f5-46ea-904c-75be09cb0c5c

В 1587 году экспедиция вернулась в эти края под предводительством Джона Уайта, который был уже сложившимся картографом, вместе с главным штурманом Томасом Хэрриотом. Прибыв на остров, они стали исследовать берег от острова Окракоук до Кейп-Генри и на запад вверх по рекам Роанок и Чован. В результате Уайт создал карту-шедевр: она показывает территорию от Флориды на юге до островов Внешние Отмели в районе Северной Каролины. Это самая первая из известных попыток англичан картировать свои владения в Новом Свете.

virginia_1590_de_bry_color__90801.1429978749.1280.1280

Несмотря на амбициозные идеи Рэйли, его колонии постигла неудача. Одна из самых больших загадок истории — это вопрос, что стало с колонистами острова Роанока. Когда Уайт вернулся в 1590 году с новыми припасами, он обнаружил поселение покинутым.

Капитан Джон Смит (1580-1631), который дал Новой Англии это имя, также потерпел неудачу. В 1615 году, уже посетив до этого Новую Англию и район Мэна для топографической съемки, он снова снарядил экспедицию, намереваясь основать первую постоянную колонию в регионе. Но примерно на середине плавания через Атлантику его корабли были так повреждены штормом, что он еле добрался обратно в Лондон. Неутомимый Смит сделал еще одну попытку в том же году, но его корабли захватили французские пираты. И хотя ему удалось сбежать из заключения, понесшие убытки инвесторы отказали ему в дальнейшем финансировании.

principalnavigat08hakl_0442

Наследство Смита скорее картографическое, чем территориальное. Прежде чем посвятить себя Новой Англии, он провел несколько лет в Вирджинии в должности губернатора, где снарядил две экспедиции в Чесапикскую бухту от имени Вирджинской Компании для проведения съемки местности. Полученные данные он использовал для составления очень подробной карты территории, которая была издана в 1612 году.

Не менее амбициозной была и карта Новой Англии, которую Смит составил в 1614 году как часть своей пропагандистской кампании по сбору средств на следующую экспедицию. Она основана на набросках, которые он сделал, плавая из Новой Шотландии на Род Айленд в небольшой лодке.

rewrew

Карта Новой Англии стала невероятно популярной и претерпела множество переизданий. Смит недвусмысленно указал на принадлежность региона англичанам, подготовив новую землю для быстрого заселения.

Смит обошел вниманием местные названия на карте, да и вообще на ней нет ни одного указания на то, что здесь живут коренные народы.

Карта снабжена большим портретом Смита в левом верхнем углу, который намекает на его амбициозные намерения стать предводителем новой колонии. В 1620 году отцы-пилигримы прибыли в Северную Америку и основали первую постоянную европейскую колонию в Новой Англии.

© PORTULAN.RU, Jeremy Harwood

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *