Первые гравюры появились в Европе на рубеже 14 и 15 веков. Именно с этого времени старинные карты стали превращаться в настоящие произведения искусства, в которые вкладывали свое мастерство картографы, художники и граверы. Так карты стали появляться в домах влиятельных и зажиточных горожан — они занимали свое место в интерьере и свидетельствовали о социальном статусе владельца.
Старые карты мира в интерьере появляются даже на полотнах великих голландских художников. К примеру, на некоторых шедеврах Яна Вермеера можно встретить карты Йодокуса Хондиуса и Виллема Блау — знаменитых картографов, современников художника.
В те времена карты стоили иногда целое состояние, да и сегодня настоящие старинные карты могут себе позволить только богатые люди. Однако копии старых карт вполне могут стать настоящим украшением интерьера квартиры, загородного дома или офиса. Карта в дизайне интерьера — это часто одновременно и аналог красивой картины, и источник интереснейших фактов.
Один из самых важных элементов старых карт — это картуши, то есть рисунки, сопровождающие текст, относящийся к легенде (условным обозначениям) или названию карты. Картуш часто несет важный смысл, относящийся к тематике карты, времени ее созданию, может иметь политический подтекст. Именно картуши являются одним из самых красивых элементов, которые придают неповторимое “звучание” дизайну интерьера.
Ниже — лишь небольшая подборка интересных картушей и рисунков на старых географических картах разных времен — от средневековья до XIX и XX века.
На этой замечательной старой карте Америки, опубликованная компанией Crepy в 1735 году, нарисован огромный картуш, который прославляет (и отчасти утверждает) завоевания европейской колониальной империи: исследователи, аристократы и сами колонии расцветают вокруг индианки, висящей на огромной ящерице. В 17 и 18 веках европейские картографы часто изображали на старинных картах коренных жителей Америки, при этом нередко это были индейские женщины разной степени раздетости верхом на огромных рептилиях или броненосцах, что ассоциировалось с неизвестной Америкой и символизировало ее дикость, но привлекательность для завоевания.
Знаменитый фламандский картограф Абрахам Ортелиус рисовал не только прекрасные старинные карты, но и интересные картуши к ним. Эта картинка относится к одному из самых известных картографических изображений Западного полушария, созданных в Золотой век голландской картографии: «Americae, sive novi orbis, nova descriptio». Впервые эта карта Ортелиуса была опубликована в 1570 году и вошла во все многочисленные издания атласа «Зрелище круга земного», который признан первым атласом мира в современном понимании.
Умопомрачительный картуш из старой карты Египта Жиля Роберта де Вогонди «Carte de l’Egypt ancienne et modern» (1753).
О, солнце, соленый воздух, морские раковины! Достаточно лишь взглянуть на этот картуш, чтобы почувствовать морской бриз Карибских островов. На старой карте 18 века изображена Вест-Индия – это итальянская репродукция карты французского картографа Роберта де Вогонди. Отличное решение для оформления комнаты в морском стиле.
Этот королевский лев красуется на одной из старинных карт Виллема Блау в знаменитом атласе Le theatre du monde ou Nouuel atlas 1650 года.
На старой итальянской карте Джованни Мария Кассини показана Турция и Венгрия. Карта была выпущена в 1788 году, в разгар Русско-турецкой войны 1787-1792 годов, а также сопутствующей ей Австро-Турецкой войны 1787-91 годов. На картуше показана Оттоманская армия, «укомплектованная» агрессивными верблюдами.
Геральдический лев Марцокко – символ города Флоренция – изображен на старой карте Джудеппе Молини 1847 года «Pianta della Citta di Firenze», срисованной с оригинала флорентийского архитектора Фердинандо Руджиери 1731 года. Обычно Марцокко сидит справа вверху, положив лапу на герб города, однако тут лев лежит рядом с полуобнаженным мужчиной в тростнике, частично закрывающим вид на Палаццо Веккьо и Дуомо. Лев на этой картинке кажется слегка обеспокоенным. Может быть, потому что в 1847 году Флоренция стояла на пороге небольшой, но значимой революции, которая привела к тому, что в 1848 году Великий герцог Тосканский провозгласил первую Тосканскую конституцию.
Лев на этом картуше, кажется, дремлет. Похоже, что даже в 1719 году люди полагали, что кошка – она и есть кошка, и повадки у них одинаковые, независимо от размера. Картуш иллюстрирует старую британскую карту начала 18 века, которая подразумевает доминирование Англии над завоеванными (или вот-вот будучи завоеванными) землями. Особенно «доставляет» турок, указывающий на «кошку» и как бы говорящий: «Ого, ребята, да здесь, кажется, лев!»
Эта старая карта называется «Carte des Etats-Unis de l’Amerique suivant le Traité de Paix de 1783.» Это первая карта, созданная после подписания Версальского мирного договора, завершившего Американскую борьбу за независимость. Автор старой карты – французский картограф Жан Латтре. Она была издана во Франции в память о соглашении между двумя странами, подписанном на финальной стадии американской революции. На ней впервые появляются только что родившиеся Соединенные Штаты Америки, а сама карта посвящена Бенджамину Франклину, главе американской делегации, приехавшей для проведения переговоров. Корабль на этом картуше символизирует помощь французских военно-морских сил и курс на независимость, провозглашенный новой страной. Один из лучших вариантов дизайна для разных видов интерьера.
Еще одна старая карта из самых первых, изображающих только что рожденные Соединенные Штаты Америки, — это карта лондонца Джона Уоллиса 1783 года. На картинке показан картуш, наполненный символами, которые вскоре стали легендами: Джордж Вашингтон прогуливается вместе со «статуей» Свободы, в то время как Афина (богиня мудрости) и Правосудие с завязанными глазами помогают сидящему Бенджамину Франклину. Все это происходит на фоне американского флага с тринадцатью звездочками. Это первая британская карта, на которой можно увидеть американский флаг.
Глядя на этого льва, понимаешь, что английский картограф Филип Ли, похоже, никогда в своей жизни не видел этих животных. Хотя, с другой стороны, если нас попросить нарисовать (хуже того – выгравировать) льва, держащего в руках меч и повелевающего землей и небом, вряд ли получится лучше. Так что, как говорится, «не ругайте пианиста…»
Еще один пример того, как львы царствуют над людьми – на картуше одной из старых карт Африки. Английский картограф Филип Ли (Philip Lea) скопировал этот рисунок с карты плодовитого голландского картографа Фредерика де Фита (в те “темные” дни еще не знали авторских прав и такое пиратство было в порядке вещей). А вот слон на этой картинке всем своим видом говорит, что он «никогда не забудет и не простит».
«Я лев, и я пытаюсь научить читать это немое коровье стадо, хотя это бесполезно; мои лапы не могут нормально держать меч и книгу, а мой нимб над головой покосился». Почему бы не приписать эти слова льву, изображенному на картуше на старой карте в атласе 1792 года «Nuovo atlante geographico universale delineato sulle ultime osservazioni» итальянского картографа Джованни Мария Кассини. Лев этот непростой – это Лев Святого Марка, символ Венеции. Открытая книга и меч обычно трактуются как символы правосудия. С крупным рогатым скотом сложнее – это могут быть быки, ассоциирующиеся со Святым Лукой, либо это просто симпатичная местная порода быков кьянине (кианская или фарфоровый бык).
Лев на этом картуше просто в шоке. Он как бы говорит: «Что я вообще здесь делаю?!». Эта старая карта Африки опубликована в 1831 году американским картографом Генри Шенк Таннером. На гравюре потрясающее количество разных деталей – если приглядеться, то можно даже увидеть египетские иероглифы на обелиске на заднем плане. Настоящая находка для любителей оригинального дизайна в интерьере.
На старой карте Фредерика де Вита «Nova Persiae Armeniae Natoliae et Arabiae» красуются верблюд, леопард и слон, каждый со своим «прототипом» в человеческом обличье. Плюс фигура женщины с Уроборосом и часами в руке. Картографы часто изображали зверей для лучшей репрезентативности той местности, которая показана на старинной карте. Но так как они редко воочию видели этих зверей, получалось у них, мягко говоря, так себе (взять хотя бы этого недобро смотрящего слона).
Этот щегольский картограф «обитает» на старой карте Жоана Блау «Principato citra olim Picentia», на которой изображена итальянская провинция Кампания в 1640 году. Его щеголеватость переходит даже в некий пафос, свойственный тем, кто отдает все или почти все время научным изыскам. Он имеет на это право, ведь именно в середине 17 века западноевропейские картографы наконец начали подходить к составлению карт с научных позиций. На этой картинке воспевается математическая точность и новые технологии (например, штангенциркуль).
Картуши часто говорят о том, каким является основное занятие жителей страны или местности, изображенной на старой карте. Именно по такому принципу и рисовались картуши для старинного атласа «Карты английских графств» Яна Янссона 1646 года. На этом изображении – картуш к карте Чеширского графства, весь «облепленный» чеширским сыром, а заодно и семейкой сыроделов с их упитанным чадом.
И снова возвращаемся к атласу «Карты английских графств» Яна Янссона 1646 года. На этой карте Нортумбрии можно увидеть картуш с изображением двух шахтеров. Возникновение угольной промышленности в этом регионе относится еще к династии Тудоров, а добыча идет и по сей день. Еще одна интереснейшая деталь на старой карте – это Pictes Wall. Более известное как Адрианов вал или Римский вал, это защитное сооружение было возведено еще в 122 году НЭ, когда территория была римской провинцией Британниа под управлением императора Адриана. Большая часть стены еще сохранилась и нынче входит в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Эти радостные херувимчики с виноградными гроздьями в ручках изображены на старой карте Эр сюр Лядур (Aire-sur-l’Adour) Пьера Дюваля 1647 года. Эта местность – составная часть департамента Ланды на юго-западе Франции. Этот департамент, в свою очередь, входит в префектуру Бордо. Если кто не в курсе, этот регион особо славится своими винами еще с 8 века. Отсюда и «виноградная» тематика.
В 1669 году гора Этна вдруг начала выбрасывать облака газа в воздух. Местные жители, живущие за счет плодородных почв, образовавшихся в результате тысячелетий вулканической активности, привыкли к тому, что гора иногда вполне безобидно что-то выбрасывает и ворчит, поэтому не обратили на это внимание. Через три дня вулкан начала выбрасывать токсичные газы, пепел и расплавленную лаву. Все это окончилось трагически для близлежащих деревушек. Здесь изображен картуш со старинной карты Италии Германа Молла 1714 года, которую вполне можно назвать “Путеводитель по Италии для любителей катастроф”. И это не шутка — старая карта буквально напичкана изображениями и описаниями нападений вредителей, извержений и землетрясений. Этна (или Aetna, как там написано) описана как гора, которая “иногда изрыгает чистое пламя, а иногда — толстый столб дыма, пепел и потоки жидкого огня с горящими камнями, и вообще, вулкан часто извергался”. Тут и не поспоришь.
© PORTULAN.RU, BPL MAPS