До появления бумаги производство старинных карт представляло собой целое искусство. Секреты выделки пергамента из кожи животных передавались из поколения в поколение. Для получения красок использовали все, что может дать природа — например, для производства 100 миллилитров фиолетовой краски требовалось около 20 тысяч моллюсков. А в качестве жидких компонентов для чернил часто использовали пиво или белое вино. О том, как делали старые карты в Средние века, читайте отрывок из замечательной книги “Мир на карте. Географические карты в истории мировой культуры”, вышедшей в издательстве Paulsen.
До начала распространения бумаги карты и другие средневековые рукописи составляли на пергаменте. Пергамент представляет собой недубленую кожу, выделанную из шкур телят, овец, ослов и коз. Самый тонкий пергамент выделывали из кожи неродившихся ягнят. Пергамент был очень прочным, водоотталкивающим и эластичным материалом, так что карты, сделанные из больших шкур, можно было свернуть в рулоны.
На тонком и гладко отшлифованном пергаменте было удобно писать и рисовать. Производство пергамента было трудоемким процессом. Сначала шкуры промывали и вымачивали в чанах с известью длительное время, затем обрабатывали специальными серповидными ножами. Чем дольше выскабливалась кожа, тем тоньше получался пергамент.
Затем пергамент растягивали на специальных рамах и высушивали. После сушки ороговевший слой снимали, кожу интенсивно полировали пемзой с двух сторон до получения гладкой поверхности. После этого процесса обработки кожа получала завершенный вид, становилась прочной и была пригодна для письма с двух сторон. Рисовали карты пером. Лучшими были самые большие перья из крыльев крупных птиц, например, гуся или лебедя. Мастера предпочитали внешние маховые перья левого крыла, которые было удобно держать в правой руке.
При изготовлении карт-портоланов для мореплавателей важно было использовать такие чернила, которые хорошо впитывались в кожу и не расплывались на ней во время плавания. Карты-портоланы были собственностью капитанов и моряков и всегда являлись частью их багажа.
Чернила и краски производили из минерального и растительного сырья. В пергамент прочно впитывались чернила на металлической основе, то есть содержащие железо или медь. Чернила можно было легко получить из угля. Однако лучшими характеристиками обладали чернила, изобретенные в Позднее Средневековье. Их получали из размолотых галлов дуба, так называемых чернильных орешков, которые представляют собой патологические образования на дубовых листьях, вызванные членистоногими. При добавлении в чернильное варево сульфата железа смесь из светло-коричневой становилась черной. Завершающий штрих был за гуммиарабиком — порошком из высушенной смолы акации. Жидкими компонентами для чернил были дождевая вода, а также пиво или белое вино.
Цвета добывали по-разному. Темно-сине-зеленый цвет (verdigris) получали из ацетата меди; нежный синий цвет — из дорогого лазурита; пурпурный — из фиолетовых выделений моллюсков. На производство 100 миллилитров фиолетовой краски требовалось около 20 тысяч моллюсков. Краска золотистого цвета была самым дорогим декоративным материалом: ее получали из порошка золота.
В начале XVI века, благодаря распространению печатного дела, пергамент стала вытеснять более дешевая бумага. Тем не менее для королевских особ и состоятельных заказчиков, которые могли себе позволить оплатить уникальные произведения книжного искусства, ценные книги по-прежнему изготавливали на пергаменте и иллюстрировали вручную. Более того, в качестве материала для морских карт пергамент сохранил свою популярность и в XVII веке, когда навигационные карты стали изготавливать печатным способом.
О том, как развитие картографии повлияло на мировую историю, географию, культуру и искусство — читайте в книге Марьё Нурминен “Мир на карте. Географические карты в истории мировой культуры” издательства Paulsen.
© Издательство Paulsen