В декабре 1923 года в индийском Дарджилинге оказались два необычных путешественника. Их целью было найти то, чего не существует: мифическое королевство Шамбалу, которое никто никогда не видел. Где-то рядом с ними околачивались советские шпионы, западные оккультисты и монгольские повстанцы. Несмотря на столь пристальное внимание, экспедиции удалось в течение почти целого года находиться в полной неизвестности, а по ее окончании вопросов, загадок и тайн стало гораздо больше, чем раньше.
Этими двумя были Николай и Елена Рерих, русские эмигранты, которые путешествовали с американским флагом, надетым на монгольское копье. По официальной версии, которую Рерихи сообщили властям Дарджилинга, они возглавляли научно-археологическую экспедицию к культурным объектам Центральной Азии.
Их эксцентричное поведение сразу привлекло всеобщее внимание: знаменитый художник и археолог Николай Рерих разгуливал по Дарджилингу в мантии далай ламы, устраивал конспиративные встречи с тибетскими ламами и утверждал, что он американец, хотя акцент выдавал его русское происхождение.
Тем не менее, репутация Рерихов как представителей западного искусства, а также усилия их американских спонсоров открыли им двери в запретные земли Тибета. Однако никто не знал, что главной целью Рерихов была Шамбала — город, которого нет на карте.
Шамбала — сказочный город в Гималаях, который фигурирует в буддистских, индуистских и местных шаманских верованиях, где описан как балансирующий на грани физического и духовного мира. Легенды о Шамбале в течение 1000 лет играли важную роль в тибетских традициях и, наконец, слухи о его существовании достигли и западных стран.
Писатель и философ, Елена Рерих перевела на русский язык “Тайную доктрину”, известную эзотерическую работу еще одной эмигрантки, русской дворянки, философа и оккультиста Елены Блаватской, в которой Шамбала впервые предстала в качестве пути к Просвещению. Рерихи поверили в Шамбалу, и во время жизни в Нью-Йорке Елена получила телепатические инструкции от “Мастера Морья”, астрального существа, которое повелело им покинуть США и отправиться на поиски города самостоятельно.
К сожалению для Рерихов, территория, которую они намеревались исследовать, в начале XX века была почти совершенно недоступна. Тибет был закрыт для иностранцев; кроме того, Советский Союз, Франция, Англия, Монголия, Япония, Китай и Германия боролись за сферы влияния в этом регионе.
Разведчики, мятежники и неконтролируемые боевые командиры ежедневно устраивали стычки на горных перевалах, поэтому экспедиция в эти места представлялась практически самоубийственной. Еще слышны были отголоски крупного геополитического столкновения Российской Империи и Британии в этом регионе, прозванного “Большая Игра”.
Однако Рерихи, похоже, еще до приезда в Дарджилинг решили обратить трудности, связанные с “Большой Игрой”, в преимущества.
После получения разрешения от индийских властей Рерихи посетили живописные монастыри Сиккима, а затем отправились вглубь Тибета. Их старший сын Георг, довольно заметный тибетолог, полиглот и знаток военной тактики отвечал за безопасность экспедиции — не самая простая задача, учитывая, что им предстояло в течение нескольких лет преодолеть 25 тысяч километров прежде нехоженых европейцами дорог. Рерихи понимали, что столкнутся с суровой природой и погодой, бандитскими группировками и заблокированными горными перевалами.
Учитывая непомерную по сложности задачу, которая им предстояла, странным выглядит крюк, который они сделали, посетив в 1926 году Москву. Зачем было пересекать Россию, добавляя к своему сложнейшему путешествию еще одну трудность? Одна из версий гласит, что настоящими спонсорами их поисков Шамбалы были советские секретные службы.
Все это смахивает на остросюжетный шпионско-детективный роман, однако в действительности не только Россия, но и правительства ряда других стран — Китая, Монголии, Японии и Великобритании — уделяли повышенное внимание мистическому городу. Одной из причин было старинное монгольско-тибетское пророчество, которое в наэлектризованном политическом климате начала XX века звучало довольно убедительно.
Пророчество гласило, что торжество материального мира над духовным ведет человечество к вырождению. Люди объединятся под властью “темного” правителя, который атакует Шамбалу с помощью грозного оружия. Но 32-й владыка Шамбалы одержит победу над злом и провозгласит новую эру мира и гармонии. Сегодня такие истории выглядят стандартными байками про конец света, однако еще столетие назад они серьезно влияли на умы человечества, и не в последнюю очередь из-за политической обстановки, когда границы стран постоянно перекраивались, и даже самые могущественные страны не были уверены в завтрашнем дне.
Китайские и российские власти прекрасно понимали, что среди народов Центральной Азии вера в Королевство Шамбала была очень сильной. Любой, кто сможет убедить местные народы в том, что он несет добро, получит от них поддержку и сможет обрести контроль над территорией. Как только это стало ясно, многие страны предприняли усилия, чтобы выяснить, где находится таинственное царство.
Большая часть этих государств собиралась использовать поиски Шамбалы в чисто пропагандистских целях. Но некоторые действительно верили, что смогут найти в мистическом королевстве некое тайное оружие. Один из таких людей, кто верил в пророчество, был Глеб Бокий, один из руководителей ЧК.
Бокий верил, что секретный город даст ему доступ к продвинутому оружию и методам контроля над разумом, и пытался убедить своих “боссов”, что игра стоит свеч. Молодое Советское государство с интересом восприняло идею: даже если не удастся найти секретное оружие, можно установить “тесную связь с таинственным королевством”, что сразу же расположит к себе буддистов и националистов в Монголии и Тибете и упрочит позиции в Средней Азии.
На худой конец экспедиция могла бы принести сведения о британской активности в этом регионе. Но Бокий не сумел собрать средства на эту миссию из-за соперничества внутри ЧК, поэтому он принял “обходное” решение — объединить усилия c Николаем и Еленой Рерихами, известными учеными и русскими эмигрантами, которые в открытую заявляли об экспедиции под американским флагом.
Рерихи были далеки от политики — они покинули Родину накануне Октябрьской революции и относились к большевикам с большим недоверием. Однако, собираясь в экспедицию в поисках секретного города, они старались привлечь любые возможные ресурсы. К тому же, мистический “товарищ” Елены Рерих “Мастер Морья” указал ей воспользоваться помощью большевиков, так как это благоприятно для духовного совершенствования. После этого Елена записала в своем дневнике: “Ленин с нами”.
Вполне вероятно, что Николай Рерих встречался в Париже с Георгием Чичериным, советским наркомом иностранных дел, а также Меером Трилиссером, главой внешней разведки. Как полагает ряд исследователей, в ходе этих встреч было решено оказать Рерихам значительную финансовую и логистическую помощь в обмен на информацию о действиях французских и британских шпионов в районе экспедиции. Команда же Бокия, конечно, рассчитывала получить гораздо более важные сведения, кроме шпионажа: им была интересна информация о самом мистическом городе.
Рерихи не были шпионами и не очень заботились о конспирации: во время их пребывания в Дарджилинге Николай открыто говорил об установлении в Центральной Азии Священного Восточного Союза, “духовного государства”, объединяющего традиции народов этой территории под руководством большевиков. Некоторые ламы посчитали эти идеи стоящими и примкнули к Рериху, что серьезно встревожило другие влиятельные группы. Историк Ричард Спенс даже предположил, что в Дарджилинге в контакт с Рерихами вступили британцы, которые сделали им контр-предложение или даже запугали их.
В любом случае, экспедиция Рерихов стартовала под пристальным вниманием СССР, Британии, США, а также Японии, Монголии и Китая. В поисках Шамбалы они должны были перейти 35 горных перевалов, пересечь пустыню Гоби и впервые нанести на карту десятки горных вершин. Но с самого начала путешествия их спутниками стали также экстремальная погода, местные группы повстанцев, вооруженные банды, непривычный и гибельный для лошадей корм и грабители караванов.
Путевые заметки супружеской четы и прекрасные картины Николая Рериха красноречиво говорят о том, какие чувства страха и восхищения должны были испытывать члены экспедиции в этой гималайской terra incognita. “Бьется ли сердце Азии? Не заглушено ли оно песками?” — вопрошал Николай, когда группа пересекала пустыню Такламакан.
Чем дальше они продвигались вглубь материка, тем труднее становился путь. Дорога была усеяна костями самых разных животных — ослов, мулов, яков. Члены экспедиции страдали от горной слепоты и недостатка пищи, а американский флаг все реже служил защитой от нападений. Рерихи при этом не теряли оптимизма: Николай находил красоту даже в жестоких снежных бурях, которые чуть было не стали для них фатальными во время перехода одного из перевалов.
И все же, насколько близко Рерихи и Бокий подобрались к своей цели? Говорят, что чем ближе кто-либо подходит к секретному городу, тем более путанными становятся записи, так как описать Шамбалу простыми словами невозможно. В своей эзотерической книге “Шамбала Сияющая”, которую он писал в пути параллельно с более научным и “сухим” дневником, Николай описал другое, параллельное путешествие, наполненное загадками. Чем дальше заходила экспедиция, тем чаще автор писал про странные проявления, огни и видения над лагерем, хотя в дневнике ни о чем подобном не говорится.
Его рисунки также стали приобретать эзотерический характер — в них стала появляться фигура Короля Шамбалы. Вполне вероятно, что примерно в это время, в начале 1927 года, Советский Союз отказался далее поддерживать экспедицию. Именно тогда начался самый загадочный этап экспедиции — летом 1927 года она вдруг исчезла с “радаров” всех, кто за ней до этого пристально наблюдал. И это молчание длилось примерно год.
Никаких новостей от путешественников не поступало, и Рерихов стали считать погибшими. Единственным свидетельством того, что происходило с ними в этом время, является дневник Николая, который противоречит сюжету его “Шамбалы Сияющей” и рассказывает об ожесточенном конфликте с вооруженными силами Тибета. Более или менее точно известно, что последние 5 месяцев периода своего исчезновения члены экспедиции провели в качестве тибетских пленников, причем ужасающие условия содержания привели к смерти пятерых из них.
После этого Рерихи вместе с сыном отправились обратно в Индию. В дневнике Николай Рерих пишет, что ближе всего к Шамбале они подобрались во время путешествия по Уймонской долине на Алтае, когда некий “старообрядец” с гордостью показал им вход в подземный город, ныне погребенный под камнями. Он сообщил, что в будущем, во времена очищения всего человечества, настоящие жители Шамбалы вернутся. А до этого люди будут слышать лишь отголоски их песнопений.
Если Рерихи действительно шпионили в пользу Британии или Советского Союза, американцы не ставили им это в вину. Елена состояла в тесной переписке с Франклином Делано Рузвельтом, администрация которого спонсировала следующую их экспедицию в Маньчжурию в 1933 году. Николай и там старался продолжить поиски Шамбалы, на этот раз в качестве “силы добра” предлагая США, а в качестве “зла” подразумевая большевиков.
На этот раз те, кто считал Николая Рериха советским шпионом или странным и опасным мистиком, заговорили об этом еще громче. Вследствие этого экспедиция была досрочно отозвана обратно, несмотря на ее явный научный успех. В те времена быть заподозренным в шпионаже в пользу Советов становилось опасным, и Рерихи покинули США, поселившись в Индии.
Надо сказать, что научное значение путешествий Рерихов трудно переоценить: не важно, какие цели они преследовали, но они прошли многие километры ранее неизвестных земель, обнаружили многие утраченные святыни, подробно описали флору и фауну, прежде незнакомую западном миру. Несмотря на неоднозначность, окружающую его имя, Николай Рерих трижды номинировался на Нобелевскую Премию мира, а также основал Пакт Рериха, целью которого стала защита культурных ценностей в зонах военных конфликтов. В 1969 году именем Рериха даже была названа планета.
Что же касается Шамбалы, то она все еще покоится где-то и ждет своего первооткрывателя.
© PORTULAN.RU, Atlas Obscura