Google Earth семнадцатого века

2714 просмотров

Сегодня парой кликов мы можем перенестись почти в любое место планеты и увидеть его так, как будто мы находимся именно там. Но мало кто знает, что на географических чертежах (читай – картах) допетровской эпохи многие объекты изображались так, как будто картограф находится внутри того, что он рисует.

Яркой отличительной особенностью пространственной структуры русского географического чертежа является специфическое ориентирование изображенных на них ряда объектов (строений, растительности) относительно главных магистралей — рек и дорог, а также панорамно-лицевое изображение некоторых городов. Специфика изображения строений, деревьев состоит в том, что они часто изображаются так, как их видит человек, передвигающийся по этим дорогам или рекам, то есть объекты изображаются в профиль или перспективно, но относительно этих путей сообщения. Как если бы человек передвигающийся, например, по реке, рисовал в соответствии с законами перспективы объекты, расположенные слева по ходу движения, но сначала по одну сторону реки, а затем, перевернув чертеж и плывя назад, рисовал объекты по другую сторону реки. Объекты, таким образом, изображаются симметрично относительно реки, то есть как бы перевернутыми. Подобный способ изображения характерен и для важных площадных объектов, окружающие объекты которых даются в обратной перспективе, панорамно. Городские стены с башнями, например, часто даются в обратной перспективе, как их увидел бы наблюдатель, находящийся внутри их.
Таким образом, пространство русского чертежа экс-коммуникативно: человек, рисовавший чертеж, изначально как бы находится внутри изображаемого им мира. Это свойство многих русских чертежей сближает их с русской иконой, логика которой запрещает взгляд на живописное событие со стороны.

© PORTULAN.RU