Опыт многочисленных войн России первого десятилетия 19 века убеждал, что в развитых европейских странах, особенно во Франции и Швеции, картографическим работам для обеспечения боевых операций уделялось самое пристальное внимание, а в их армиях функционировали группы офицеров со специальным образованием топографов или инженеров-географов, единственной обязанностью которых было изучение и картографирование местности.
Российские офицеры начали активное знакомство со шведско-финскими топографическими работами еще в 18 веке. Наиболее тесные контакты и обмен идеями и методами между русской и шведско-финской школами полевой картографии начались во время крупномасштабной топографической съемки так называемой Старой Финляндии (т.е. районов, присоединенных к России по Ништадскому (1721 г.) и Абоскому (1743 г.) миру), проведенной российским Генеральным штабом в 1798 — 1804 гг. под руководством генерал-майора Фадея Федоровича Стейнхеля (Штейнгеля) с широким использованием шведско-финских офицеров-топографов. Материалы съемки, сохранившиеся в Российском государственном военно-историческом архиве в виде рукописного четырехтомного атласа, никогда не были опубликованы, но широко использовались при составлении различных карт в начале 19 в.
На титульном листе Второго тома Топографического милитерного атласа Русской и части Шведской Финляндии представлены свидетельства о достоинствах художественного оформления и явном имперском звучании труда. Атлас в 1800 году был представлен на Высочайшее рассмотрение Павла Первого) изображенного во славе, принимающим под свою высокую руку Финляндию, нарисованную в виде прекрасной коленопреклоненной дамы. Карты этого атласа свидетельствуют о том, что при его составлении использовались весьма разнородные материалы, в число которых входили как съемки русских и финских офицеров конца 18 — начала 19 века, так и весьма архаичные шведские карты 17 века с изображением рельефа в полуперспективе!
Процесс взаимодействия между шведско-финской и русской школами полевой картографии продолжался и стал особенно активным после 1809 года, когда Финляндия вошла целиком в состав Российской империи и топографические службы обеих стран были объединены. При этом российская армия получила готовое учебное заведение по подготовке профессионалов-топографов — военное училище, основанное шведским правительством еще в 1779 г. в селении Гаппаниеми. На базе этого училища, в разгар Отечественной войны, 16 марта 1812 года Указом императора Александра Первого был официально учрежден Гаппаньемский топографический корпус, который стал первым специальным военным топографо-геодезическим учебным заведением в Российской империи.
© PORTULAN.RU