Старые морские карты — портуланы — одно из главных украшений картографии

11353 просмотров

В конце XIII века в средневековой картографии произошло что-то вроде революции — появились портуланы (или портоланы). В отличие от больших карт мира, которые имели скорее космологическое, чем географическое значение, портуланы отличались сугубой практичностью и создавались в определённых условиях для решения сиюминутных проблем.

Портоланы были серьёзным инструментом для помощи морякам в их непростых плаваниях. Так как портуланы должны были быть максимально точными, лучшие из них отражали всю ту сумму знаний, накопленную поколениями мореплавателей. Важно также то, что старые морские карты портуланы были сами по себе законченным произведением, тогда как традиционные карты дополнялись множеством текстов и комментариев, без которых разобраться в них было бы практически невозможно. Именно поэтому портоланы можно назвать значительным скачком в развитии картографии.

Portulan-de-Maggiolo-1541

Одной из самых великих загадок исторической картографии остается вопрос о том, как, зачем, когда и где возникли эти первые морские карты. Кажется, что они появились в Средневековье уже полностью готовыми, однако это очень сомнительно. По-видимому, их появление связано с развитием морской торговли в Средиземноморье и с возвышением городов-государств, таких как Венеция. Сила, престиж и богатство Венецианской республики было основано на ее торговом флоте.
Мы точно знаем, что предшественниками старых морских карт были так называемые potolani, сборники известных портов и описаний главных направлений навигации, которые веками использовали моряки Средиземноморья. Портуланы никак не могли возникнуть до того, как в Европу в конце XII века из восточных мусульманских стран попал магнитный компас.

15

Самое первое упоминание использования портулана на борту корабля датируется 1270 годом, когда французский король Луи XI, возглавлявший Восьмой Крестовый поход, был вынужден отступить из-за шторма в бухту Кальяри у берегов Сардинии. Согласно летописям, когда король потребовал выяснить, где находится его корабль, ему принесли карту, чтобы показать текущую позицию.

Пизанская карта (Carte Pisane).

Самый старый из сохранившихся портуланов датируется примерно 1290 годом. На нем показаны Средиземное и Чёрное моря. Карта названа Пизанской потому, что ею владела одна богатая семья из итальянской Пизы, однако кто конкретно её составил, неизвестно. Большинство учёных полагает, что её «родина» — Генуя, которая, вместе с Венецией стала одним из первых мировых центр по производству портоланов. Скорее всего, карта была сочетанием информации, почерпнутой из более ранних портоланов, которые содержали части побережий, исследованные местными рыбаками и капитанами небольших торговых суденышек. Карта слишком подробна и точна, чтобы быть работой какого-то одного автора, так как ни один картограф не мог охватить столь огромную площадь с такой подробностью в одиночку.

Carte_Pisane_Portolan

Пизанская карта содержит все характерные элементы, которые появились и в последующих портуланах, неважно, где они были сделаны — в Италии или в возникшей позже морской школе картографии в Каталонии. Различие двух школ проявлялось в том, что итальянские портоланы почти не показывали деталей суши, за исключением флагов государств. Каталонцы же наносили информацию и на континенты — карты таким образом становились намного более декоративными и приобретали сходство с mappae mundi, которые появлялись в это время в Северной Европе. Но, в любом случае, постоянным характерным явлением для таких старых карт было наличие сетки так называемых линий румбов, перекрещивающихся через всю карту и исходящих из центральной компасной звезды.

Линии румбов и звезды помогали кормчему на корабле проложить путь с максимальной точностью. Позже в помощь мореплавателям такие линии получили цветную маркировку в соответствии с преобладающими направлениями ветров. Восемь главных ветров рисовались чёрным, половина — зелёным,и четверть — красным.

Portolan chart of Mediterranean *circa 1450-1475 *111.76 x 63.5 cm

На таких старых картах также отображался масштаб, чьи деления абстрактно соответствовали измерению четырёхугольников, которые были образованы пересекающимися линиями румбов. Масштаб обычно рисовался в виде орденской ленты, что для современного глаза выглядит как рулетка. Особенно нужно отметить удивительную подробность и точность береговой линии, хотя картографы обычно имели разное представление об одних и тех же регионах. Из-за помощи в мореплавании, которую они давали, размеры и очертания морских кос, мысов, бухт и речных устьев были намеренно преувеличены. Острова и прибрежные скалы часто рисовались в перспективе.

Важные части карты были маркированы красным — часто это сигнализировало о потенциальных опасностях, например, мелях или скалах. Детали суши, такие как горные хребты, города и дороги были или затенены, или совсем отсутствовали. Почти всегда язык, использовавшийся в портуланах, был латинским, и лишь несколько написаны на итальянских диалектах или по-каталонски.

© PORTULAN.RU, Jeremy Harwood