На протяжении 18 столетия отечественная теория и практика съемок и картографирования полностью достигла западно-европейского уровня развития, а по объему и географическому охвату работ — во многом превзошла развитые зарубежные страны.
Сказанное относится также и к художественному оформлению карт, в котором русские картографы начали следовать господствующим европейским стилям, так, что в первой половине столетия общий стиль их карт вполне вписывался в рамки имперского барокко, а позже виньетки и картуши стали отражать изменение художественных вкусов в пользу рококо и неоклассицизма.
В оформлении русских карт этого периода весьма существенны патриотические мотивы и демонстрация могущества империи. В тоже время, в атласах практически отсутствуют, в отличии от аналогичных западно-европейских произведений, изображения представителей дворянства, в то время как многочисленны этнографические зарисовки, картины сельской жизни, промыслов и нарождающихся ремесел картографируемых районов.
В том же 1800 г. департамент со всеми отпущенными средствами и штатом вошел в Собственное Е.И.В. Депо карт в ведение адмирала Г.Г. Кушелева и под непосредственное руководство К.И. Оппермана. К 1800 г. был упразднен также и Географический департамент Академии наук, утративший к середине 80-х годов 18 века значение научного картографического центра по обзорному картографированию. В 1805 г. была ликвидирована Гравировальная палата Географического департамента Академии наук, и в российской картографии на долгие годы утвердилось монопольное господство военного ведомства.