История Архангельской области неразрывно связана с развитием транспортных путей. Будучи важным регионом для морской и речной торговли, Архангельская губерния имела стратегическое значение в деле освоения России. На старых картах Архангельской губернии можно увидеть, как менялась сеть дорог, почтовых трактов, а также водных путей, что непосредственно связано с экономическим и социальным развитием края.
Речные пути: «жизненные артерии» Архангельской губернии
С момента своего основания Архангельск и другие города губернии играли важную роль в транспортной системе России. Однако, несмотря на важность морских и железных дорог, для Архангельской области большую роль играли именно речные пути. В XVII–XVIII веках реки, такие как Северная Двина, Пинега и Мезень, являлись основными артериями транспортировки товаров и людей. На старых картах Архангельской губернии эти пути часто изображались в качестве основных маршрутов для путешественников и грузов, связывая Архангельск с другими регионами.
Примером может служить карта 1701 года, созданная по указу Петра I, на которой чётко отмечены речные маршруты через Северную Двину. Она показывает, как важную роль играла река для связи между Архангельском и Москвой, а также с другими важными центрами. Подробности речных путей можно встретить и на картах конца XVIII века, где реку Пинегу и её притоки отмечают как важные транспортные артерии.

Кроме того, карта 1816 года включает подробные указания на места стыковки речных маршрутов, где суда перегружались на другие типы транспорта, такие как сани или лошадиные упряжки, что также отражает особенности местной транспортной инфраструктуры.
Почтовые дороги: важнейший элемент связи
С развитием Российской империи и укреплением её административных структур почтовые связи стали важной частью транспортной сети. Почтовые трактовые пути постепенно охватывали всё большее количество населённых пунктов, связывая дальние уголки России с центром. На старых картах Архангельской губернии XVIII и XIX веков почтовые дороги часто выделялись как отдельные маршруты, обозначая важные направления для обеспечения связи и доставки корреспонденции.
Примером служит карта 1796 года, где уже отмечены основные почтовые тракты, соединяющие Архангельск с соседними губерниями и с более удалёнными частями страны. Эта сеть почтовых дорог, которая также служила для доставки товаров, связывала Архангельск с Петербургом, Москвой и даже с Уралом. Почтовые тракты часто начинались в Архангельске и шли через Каргополь, Вельск, с выходом на другие крупные транспортные узлы.

Почтовые пути отображались на картах не только как простые линии, но и с деталями, которые показывали возможные остановки, караульни и переправы через реки. Эти карты также указывали на местоположение конных постоялых дворов и мест для смены лошадей, что важно для понимания инфраструктуры того времени.
Железные дороги: «новая эра» в транспортной системе
В XIX веке железные дороги начали вытеснять водные и конные пути, и Архангельская область также не осталась в стороне от железнодорожного строительства. Старые карты Архангельской губернии конца XIX века начинают отображать новые маршруты, связывающие губернию с центральной частью страны и с соседними регионами.
Первоначально железные дороги в Архангельской области начали строиться в 1890-е годы, связывая Архангельск с Вологдой. Железные дороги кардинально меняли экономическую картину края, стимулируя развитие торговли, промышленности и городов.
Особенно важно отметить, что железные дороги сыграли ключевую роль в развитии Архангельска как порта, так как они обеспечивали быстрый и дешёвый способ доставки товаров в другие регионы России, а также за рубеж. На картах того времени железнодорожные линии изображаются с пометками о промежуточных станциях, таких как Вельск и Каргополь, которые стали важными транспортными узлами.
Изменения в XX веке
В советский период на старых картах Архангельской области начала отображаться гораздо более развёрнутая сеть дорог и путей, отражая изменения в транспортной системе региона. Железные дороги, новые автомобильные дороги и водные пути были не только улучшены, но и значительно расширены для поддержки индустриализации и масштабных проектов, таких как строительство северных лесоперерабатывающих заводов и освоение нефтяных и газовых месторождений.
Карты 1920-1930-х годов показывают, как была развёрнута новая сеть автомобильных дорог, соединяющих большие и малые населённые пункты области. Появляются новые типы карт, с детальной информацией о местных дорогах, мостах, пунктах обслуживания и переходах через реки. Эти карты стали не только инструментом для навигации, но и важным элементом в планировании развития территории региона.
Заключение
Старые карты Архангельской губернии являются ценным историческим источником, позволяющим проследить, как изменялась инфраструктура региона, как улучшались связи с другими частями страны и как это влияло на жизнь людей.
Если вам интересно узнать больше о развитии транспортных путей Архангельской области или вы хотите получить в своё распоряжение копию старинной карты, вы можете заказать печать старой карты Архангельской губернии на нашем сайте. Это будет не только полезно для исторического изучения, но и станет отличным элементом интерьера для любителей истории и картографии!
Старые карты Архангельской области, доступные для заказа (печать на холсте или бумаге):
Карта Архангельского наместничества 1792 года
Карта Архангельского наместничества 1796 года
Карта Архангельской губернии 1782 года, изданная в Венеции
Карта Архангельской губернии 1824 года
Карта Архангельской губернии 1843 года
Старая карта устья Северной Двины и Архангельска
Старая карта Соловецких островов 1800 года
Старая карта Каргопольского уезда 1730 года
Старая карта Мезенского и Пустозерского уездов Архангелогородской губернии 1745 года
Старая карта севера России и Новой Земли 1716 года
Старая карта Новой Земли Жака Николя Беллина, 1758 год (Париж)
Старинная карта Архангельской губернии, Новгородской губернии и Выборгской губернии 1773 года