Херефордская Mappa mundi — духовно-географический путеводитель

3839 просмотров

Средневековые христианские Mappae Mundi подчинили географию библейским мотивам, смешивая дословные и аллегорические интерпретации Старого и Ветхого заветов для создания карты мира. Они изображали течение религиозного времени, почти всегда подчиняя основную фабулу карты мотивам Судного дня и конца света.

Hereford Mappa Mundi — один из самых значительных памятников Средних веков. Это полное погружение в Европейское Средневековье; на карте можно найти более 1100 надписей, описывающих географические, теологические, космологические и зоологические представления людей той эпохи.

Создание карты относится к 1300 году: считается, что ее авторы — это группа священников монастырей Линкольна и Херефорда в Англии, под руководством загадочного Ричарда Хэлдингемского. Карта нанесена на телячью кожу (верх карты — это шея). Шкуру сначала заготовили и отскоблили, после чего команда писцов и художников начала работать, нанося на внутреннюю сторону рисунки с помощью чернил, позолоты и красок.

f.2015.06.16.17.19.25..4Примерно 1300 г НЭ. Тонкая кожа. Херефордский собор. Херефорд, Великобритания. Автор — Ричард Хэлдингемский

С самого своего создания карта оставалась в Херефордском соборе в Англии, где находится и по сей день. Смысл и предназначение карты оспаривалось учеными на протяжении столетий: кто-то рассматривает ее как выполняющую просветительскую роль Христианской церкви, то есть предназначенную для обучения и просвещения прихожан на предмет географических и теологических тайн мира; другие полагают, что она была обычным орудием споров между местными средневековыми священниками.

Путь в Рай.

На карте изображен мир в представлении средневековых христиан. Она ориентирована на восток вверху и содержит сюжеты из античной и классической истории, а также истории из Ветхого и Нового заветов. Их можно увидеть, если рассматривать изображения, постепенно двигаясь с востока на запад (то есть сверху вниз); карта заканчивается западным Средиземноморьем. В самом центре карты находится Иерусалим с Христианским распятием над ним, а по краям карты гротескные животные и монструозные люди — продукт средневекового христианского воображения. Надо всем, изображенным на карте, нарисована фигура Христа, который наблюдает коллизии Судного дня. Эта карта ведет читателя не столько по земному, сколько по духовному пути — к Христианскому раю.

f.2015.06.16.17.25.32..3Британские острова

Сжатые в углу внизу карты, Британские острова подразделяются на Anglia, Wallia, Scocia и Hibernia — соответственно, Англию, Уэльс, Шотландию и Ирландию. Даже на этой небольшой части карты можно найти ни много ни мало 81 подпись, большая часть из которых — реки, города с крупными храмами и деревушки. Отмечены Лондон, Эдинбург и Оксфорд, церкви Линкольна, а также Карнарвон и Конуэй — города-крепости, построенные в конце 13 века около Херефорда.

f.2015.06.16.17.32.23..8Иерусалим

В самом центре карты находится символический центр Христианства, место распятия Христа, которое и показано прямо над самим городом. Подписанный красным цветом, Иерусалим изображен в виде круга с 16 зубцами, внутри — 8 башен, а в центре — Храм Гроба Господня. Дырка в центре круга (видимо, первое, с чего начал работу картограф) сделана с помощью компаса.

f.2015.06.16.17.34.41..2Люди-чудовища

Мифические места, сказочные существа и чудовища кишмя кишат в Африке южнее Сахары. Наверху на карте показаны живущие в пещерах «Троглодиты», ядовитые «Василиски», некие «Блемми» с «губами и глазами на груди» и «Фили», которые бросают своих младенцев змеям.

f.2015.06.16.17.36.30..1Христос

На самом верху карты, за пределами пространства и времени, находится Иисус Христос, который демонстрирует рубцы от распятия и наблюдает за Страшным Судом, восклицая: «Вот мой свидетель», а Мария глядит на него с благоговением. Позади него волнистые линии райских кущ контрастируют с остальным миром.

f.2015.06.16.17.40.43..1Райский сад.

Самая северная точка карты представляет собой одно из главных мест для христиан — Райский сад. Названый как Paradise, он показывает Адама и Еву в момент совершения греха. В Саду, помещенном за защитными стенами и воротами, изображены истоки четырех великих рек древнего мира: Фесон, Гион, Тигр и Евфрат. Согласно Христианским канонам, отсюда начинается вся последующая история человечества.

СнимокКаннибализм

Еще с классических времен Скифия, центральноазиатский регион к северу от Черного моря, изображался как край света, населенный чудовищами, варварами-каннибалами. Здесь на карте показаны жуткие люди, орудующие ножами и названные «Эсседоны», которые, как только умрут их родители, поедают их во время мрачной трапезы, где мясо животных смешивается с человеческой плотью.

f.2015.06.16.18.04.30..1Геркулесовы столбы

На самой западной точке карты расположены «Геркулесовы столбы» на «Скалах Гибралтара». Согласно классической мифологии, один из геркулесовых подвигов был попасть сюда, на окраину греческого мира, где Средиземное море переходит в «Темное море» Атлантики. Столбы — символ границы классической и Христианской географии на ближайшие сто лет, пока португальцы не начали плавания в Атлантику. На карте также показан «Gades» (современный Кадис), на западе от Гибралтара.

f.2015.06.16.18.07.33..3Карта мира Беатуса, XII век. Изображены Адам, Ева и Змей Искуситель в Райском саду

Средневековые христианские Mappae Mundi (включая карту на картинке сверху) подчинили географию библейским мотивам, смешивая дословные и аллегорические интерпретации Старого и Ветхого заветов для создания карты мира. Они изображали течение религиозного времени, показывая такие места как Рай и таких персонажей как Адам и Ева. Такие карты почти всегда изображали Судный день и конец мира.

f.2015.06.16.18.12.24..1Херефордский собор

Нижний левый край карты содержит надпись, повествующую, что она была создана Ричардом Хэлдингемским и Лаффордским. Это таинственный персонаж, который также известен как Ричард де Белло, и сведений о нем сохранилось очень мало. Выходец из городка Бэтл в Сассексе, он начал свою карьеру как священник в расположенных рядом Линкольнширских приходах Хэлдингеме и Лаффорде (сегодня известны как Холдингем и Сифорд), после чего стал каноником, затем казначеем в церкви Линкольна. Примерно в годы создания карты Ричард Хэлдингемский получил еще более могущественный церковный чин в округе Херефорд. Именно благодаря этому он мог возглавить команду священнослужителей, которые и сочинили карту во славу Херефорда и его церкви.