Карта Венеции XVI века: картина-путеводитель.

5936 просмотров

Как он смог так подробно исследовать город в начале XVI века? Как можно было показать такую перспективу с высоты птичьего полета? Пока об этом до сих пор спорят ученые, современные туристы, посещающие Венецию, вполне могут использовать эту карту 600-летней давности в качестве путеводителя!

Карта Венеции Якопо де Барбари — краеугольный камень не только истории картографии, но и графики. Это первое изображение города с высоты птичьего полета; изображение, вырезанное на деревянных панелях для печати на шести больших листах. Вид на Венецию с юго-запада включает в себя острова Мурано на севере, Торчелло, Бурано и Маццорбо на северо-востоке. На переднем плане материк (на карте называется terraferma), острова Гвидекка и Сан Джорджо Маджоре, на заднем плане — Альпы.

f.2015.06.28.00.18.26..5Карта Венеции. 1500 г. НЭ. Резьба по дереву. Музей Коррера, Венеция, Италия. Автор — Якопо де Барбари.

Эта карта — результат уникального сотрудничества двух странствующих ремесленников — немецкого издателя Антона Колба и художника (именно его усилиями достигнута высокая эстетическая ценность карты) Якопа де Барбари. Вопреки обычной практике, Колб попросил власти Венеции предоставить ему исключительные права на эту карту и освобождение от экспортных пошлин. Он был убежден в ее уникальности, и во времена, когда издатели воровали друг у друга стили, он хотел, чтобы такое дорогое произведение искусства существовало в единственном экземпляре и приносило прибыль.

Главная ценность карты — ее скрупулезное внимание к реалистичным подробностям, вплоть до самых мелких церквушек и площадей. Даже сегодня гости Венеции вполне могут использовать эту карту в качестве путеводителя. Ученые до сих пор не могут понять до конца, как именно Якопо смог так подробно изучить город и дать его в такой прекрасной перспективе. Карта показывает идеальный образ Венеции — такой, какой ее хотели видеть ее правители. С высоты птичьего полета… или глазами бога.

f.2015.06.28.22.20.59..1Меркурий

Взгромоздившись на облако, Меркурий, хранитель торговли (жизненно важной для Венеции), покровительственно взирает на город. Под ним можно прочитать надпись по-латински, которая переводится как «Я, Меркурий, благосклонно сияю над этим эмпорием». Он также держит в руках кадуцей — символ, который Якопо часто использовал в своих картинах. Это было одновременно символом бога и автографом Барбари.

f.2015.06.28.22.45.53..2Нептун

На некотором отдалении от площади Сан Марко в море изображен Нептун, царь морей, который смотрит в сторону Меркурия и заявляет: «Я, Нептун, располагаюсь здесь и делаю воды этого порта спокойными». Венеция считала себя «невестой» Нептуна, принося ему обильные жертвы, чтобы тот успокоил непредсказуемые воды здешних мест. Как и Меркурий, Нептун символизирует стремление Венеции к господству над морской торговлей.

f.2015.06.28.23.04.32..5Сан Марко, Дворец Дожей

В центре карты Якопо быстро набросал символический и политический центр Венеции — площадь Сан Марко и Дворец Дожей. В этом фрагменте видна одна важная деталь — после пожара 1489 года крыша колокольни на площади Сан Марко временно была плоской, как и показано здесь. На всех последующих картах крыша всегда была скошенной.

f.2015.07.03.14.51.14..2Арсенал

Арсенал, еще одно заметное место в Венеции, был сосредоточием военно-морской мощи. Сюда входили государственные верфи, на которых быстро строились как торговые, так и военные суда. В свои лучшие годы на этих верфях можно было построить корабль за один день. Рядом также находилось производство и склады огнестрельного оружия.

f.2015.07.03.14.55.33..8Сан-Джорджио

Почти что прямо напротив площади Сан-Марко изображен остров Сан-Джорджио, на котором с 982 года НЭ находился Бенедиктинский монастырь с колокольней, построенной в 1467 году. Строительство знаменитой церкви Сан-Джорджио Маджоре архитектора Андреа Палладио, началось лишь в 1566 году.

f.2015.07.03.15.00.27..0Ветряные головы и горы

Далеко на севере Якопо смешивает новые каноны реализма с традиционными средневековыми космографическими представлениями. Ветряные головы символизируют наиболее распространенные направления ветров, а Альпы на горизонте погружают Венецию в более широкий, «всеитальянский» геополитический контекст.

f.2015.07.03.15.05.22..3Мост Риальто

Чтобы усилить торговую значимость Венеции, Якопо тщательно вырисовал знаменитый мост Риальто с торговыми рядами вдоль него, расположенный в самом центре коммерческой активности города — на канале Grand Canal. На карте показан деревянный мост, который заменили на каменный в 1591 году.

f.2015.07.03.15.10.29..4

Увлечение Якопо геометрией и вычислениями лучше всего выражено именно в этой карте — достаточно посмотреть на поразительную подробность и внимание к деталям. Позднесредневековые методы измерения расстояний и ориентации включали в себя измерение улиц шагами, а зданий — с помощью мерных веревок. Но для такого города, как Венеция, улочки которой представляли собой настоящий лабиринт, такие методы были мало применимы. Вместо этого Якопо, по-видимому, использовал тригонометрию для расчета углов и расстояний, на основе чего сделал основной чертеж, на который уже впоследствии наносил здания и создавал ракурс, который и привел к появлению уникальной наклонной перспективы карты. Несмотря на этот явный успех, потребовалось несколько веков, чтобы методы Барбари поступили на службу картографии.

Якопо де Барбари (1460 — 1516) — итальянский художник и гравер, известный своей техникой тромплей (сверхнатурализм). Родившись в Венеции, Якопо стал известен своей работой при нюрнбергском дворе Максимилиана I, императора Священной римской империи. Там он работал и учился у великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Якопо служил при многих немецких королевских дворах, где стал известен как Якоп Вальч, возможно, благодаря немецкому слову walsch — иностранец. Кстати, фамилию Барбари он также, скорее всего, получил уже по возвращении в Италию, где немцы все еще рассматривались как «варвары». Высокое внимание к деталям и реализму, свойственное странам к северу от Альп, во многом повлияло на стиль Якопо. Многие его картины и портреты написаны в крайне реалистичном стиле, с огромным вниманием к деталям. То же самое можно сказать и о его знаменитой карте Венеции.