Приключения под полярным сиянием

1437 просмотров

Как описать, что такое героизм? Мы редко встречаемся в жизни с настоящими героями, и в голову сразу приходят голливудские образы, побеждающие в одиночку легионы врагов или спасающие весь мир от очередного астероида. Но ведь на самом деле настоящий героизм редко бывает заметен со стороны, потому что зачастую это тяжелейшая, изматывающая, монотонная работа, причем почти без надежды на благополучный исход. Это мужество не упасть духом и не сдаться, когда обстоятельства бездушно вырывают из рук казалось бы достигнутую победу. Эти качества сполна проявили участники полярной экспедиции американского лейтенанта военно-морского флота капитана Джорджа Вашингтона Де-Лонга, которая в конце 80-х годов XIX века отправилась на поиски Северного полюса.

Эпоха Великих географических открытий вихрем пронеслась в XVI и XVII веках — за это время на картах появилось целое полушарие! Но еще много тайн и загадок оставались не открытыми. XIX и начало XX веков — это новая эпоха “великих открытий” — теперь применительно к Северному и Южному полюсам. Ученым, военным, исследователям, искателям приключений, авантюристам и просто отважным и сильным людям не давало покоя желание быть первым, кто доберется до самой северной и самой южной точек Земли.
Эти суровые земли и воды не собирались подчиняться человеку. Каждый километр, каждая ледяная миля открывались ценою человеческих жизней. Даже самые подготовленные и мужественные становились жертвой холодного безмолвия и безразличия или сгинули в жутких штормах. Но это не только не останавливало, но и еще больше подстегивало тех, кто шел за ними…

polus_057

8 июля 1879 года паровой барк “Жаннета” вышел из порта Сан-Франциско с экипажем из 32 человек в направлении Чукотки. 33-м человеком на нем был Джордж Де-Лонг, предводитель экспедиции. Ее финансировал издатель Джеймс Гордон Беннетт, давно задумавший поиски Северного полюса. Формально Де-Лонга и его команду нанимало Военно-морское министерство США, т. к. только в такой конфигурации можно было привлечь самых опытных и смелых полярников того времени, которыми являлись кадровые морские офицеры. Из их числа был и Де-Лонг. Он с отличием окончил Военно-морскую академию в 1865 году. Кроме большого опыта плаваний в теплых морях, у него имелось знание полярной специфики. Де-Лонг в 1873 году участвовал в поисках пропавшей экспедиции Ч. Ф. Холла в море Баффина и у берегов Гренландии.
Организация экспедиции проходила без лишней спешки, разумно и спокойно. Де-Лонг, при всей имеющейся на тот момент весьма скудной информации о полярных регионах Земли, тщательно продумал и состав команды, и снаряжение, и маршрут.

polus_053

Им предстояло пережить настоящий кошмар — почти два года “Жаннету”, зажатую во льдах, по воле ветров и течений носило в холодных водах, однако, в конце концов, судно не выдержало натиска пакового льда и затонуло. Команда организованно высадилась на лед со снаряжением и пыталась добраться до суши на санях и лодках, хотя до сибирского берега было более 700 километров. Трагедия случилась в сентябре 1881 года, когда три лодки с экипажами бурей разметало по морю, и они потеряли друг друга из виду. Спасшийся с 11 матросами инженер Джордж Мельвилль затем организовал экспедицию, чтобы отыскать капитана и остальных людей, но безрезультатно. Только в марте 1882 году удалось найти последнюю стоянку Джорджа Де-Лонга и его товарищей, а также их тела и дневник, который руководитель вел до последних дней жизни.

Именно этот дневник и лег в основу книги «Плавание «Жаннеты», вышедшей в 1936 году в издательстве Главсевморпути, и на сегодняшний день остающейся библиографической редкостью. Теперь же эта книга вышла в издательстве “Paulsen” и продолжает новую серию “Полярная классика”, в которой будут собраны книги о самых ярких и знаковых экспедициях в Арктику и Антарктиду.

big

История напоминает приключенческий роман со всеми необходимыми для этого жанра атрибутами: гибель капитана и судна, спасение части экипажа, неожиданные находки и загадки.

Члены экипажа проявляли не только мужество и сплоченность перед неизвестностью и тягостным ожиданием, но и тонкую инженерную смекалку. Корабль, зажатый во льдах, дал течь, и для откачки воды из трюмов необходимо было тратить на работу насосов драгоценный уголь, запасы которого и так расходовались на отопление кают, приготовление пищи и опреснение морской воды. Тогда офицеры самостоятельно составили чертежи и собрали по ним ветряной двигатель, который успешно проработал больше года — до момента гибели корабля!

Со времени экспедиции прошло всего каких-то 140 лет — тем более удивительно, как мало данных имело в то время человечество о землях, лежащих к северу от Полярного круга. Например, Остров Врангеля тогда считали обширным континентальным пространством, достигающим полюса. Именно это и должна была проверить экспедиция — и в случае подтверждения данного факта высадиться на лед и продолжить движение к полюсу на санях.

polus_055_big

Беннетт и Де-Лонг получали много писем, полных советов и предостережений. Один теоретик писал, что им предстоит открытие, которое по своему значению превзойдет открытие Америки Колумбом, так как, по его мнению, около 87 градуса широты они войдут в область тропической жары, источником которой служит центр земли.

Отсутствие мало-мальски правильных карт и стало основной причиной гибели Де-Лонга и части команды. Мельвилль писал: “Мы очутились на ледяном поле в расстоянии 770 километров от дельты реки Лены, которую считали ближайшим пунктом, где мы найдем помощь, так как, по нашим сведениям, по Лене плавали пароходы, а берега ее были густо заселены”. Членам экспедиции пришлось убедиться на собственной шкуре, что никакого пароходства на Лене севернее Якутска не существует, а берега ее в тех местах совершенно пустынны и необитаемы, за исключением летних трех месяцев, когда туда прикочевывают тунгусы и якуты для рыболовства и охоты.
Перед нами книга, которую можно назвать более приключенческой, нежели научной, показывающая силу духа, терпение, мужество и веру героев Арктики – все те человеческие качества, которые по-прежнему необходимы тому, кто хочет носить гордое звание полярного путешественника.

© PORTULAN.RU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *