Три исследователя, исчезнувших без следа

2977 просмотров

Моряки, космонавты, исследователи, солдаты, ученые — все те, кто отправлялся покорять неизведанное, должны были быть готовы к большему, чем просто усталость и голод. В список их испытаний часто попадали хронические неизлечимые болезни, увечья или даже смерть. Деяния многих таких исследователей более или менее хорошо известны, но есть и те, чья судьба покрыта мраком. Перед вами история троих путешественников, которые посвятили свои жизни тому, чтобы узнать немного больше о самых таинственных уголках Земли. Они сложили головы в поисках знаний, но их наследие живо и по сей день.

Братья Корте-Реаль, 1501-1502

Gaspar_Corte-Real-225x300

В начале 16 столетия европейцы все чаще рисковали своими жизнями в Атлантике, пытаясь найти более короткий путь в Китай. Гаспар Корте-Реаль, португальский исследователь, отправился в путешествие в 1501 году. Его флотилия отчалила из Лиссабона на северо-запад и, достигнув паковых льдов, повернула на юг. Считается, что они высадились на землю где-то в районе Ньюфаундленда. Из трех кораблей обратно вернулись только два, причем с 50 пленными индейцами племени Беотуки. Среди вернувшихся не было Гаспара, и его старший брат, Мигель Корте-Реаль в 1502 году снарядил экспедицию на поиски несчастного. Судьба Мигеля и всей его экспедиции так и осталась неизвестной.
Последний и самый старший из братьев Корте-Реаль — Васко Аннес отправился за братьями в 1503 году, но не нашел ни одного следа, проясняющего их судьбу. Ему удалось вернуться домой, и как раз в это время португальская активность в Атлантике стала сходить на нет.

Foggy_Bandon_Beach

Столетия спустя археологи обнаружили огромный бурый камень в районе бухты Наррагансетт в США (штат Рой-Айленд), на котором было много древних надписей, в том числе “Мигель Корте-Реаль”, португальский герб и дата — 1511. Исследователи полагают, что флот Мигеля сбился с курса и несколько лет плутал у туманных и запутанных берегов Новой Англии.   
Людвиг Лейхгардт, 1848

Ludwig_Leichhardt2-244x300

Прусский ученый Людвиг Лейхгардт получил образование в Европе, однако настоящей его страстью была Австралия. Он возглавил успешную 18-месячную экспедицию, во время которой прошел от восточного к северо-западному берегу, собирая растения. После этого Лейхгардта назвали австралийским «Принцем исследователей». Он прошел 5000 километров, однако это предприятие было лишь подготовкой к его следующему путешествию. Ученый решил пройти маршрутом от реки Кондамайн в Квинсленде до реки Сван в Западной Австралии – путем намного более длинным и трудным, пролегающим через пустынные буши.

Where-in-the-World-is-Megan-Claire-Australia-2

Он отправился в путь в 1848 году в сопровождении семи человек, 20 мулов и семи лошадей. 3 апреля экспедиция прошла Станцию Макферсона в Darling Downs, после чего исчезла. Единственный след – это медная пластинка с именем исследователя и годом (1848), которая была найдена на дереве с буквой «L», высеченной на его стволе. Ученые подтвердили принадлежность пластинки ружью Лейхгардта. Они полагают, что немец успел проделать две трети намеченного пути, прежде чем что-то или кто-то остановил его.
Более точный анализ пластинки мог бы прояснить судьбу исследователя, однако он не был сделан вовремя, и теперь тайна его загадочного исчезновения в глубине высушенных солнцем бушей вряд ли когда-то будет раскрыта.
Пэн Цзяму (Peng Jiamu), 1980

dsv

«Я очень хочу познать неизвестное. Я не боюсь проложить дорогу в дикую природу», — писал китайский биохимик Пэн Цзяму в предисловии к своему путешествию в пустыню Лобнор. Прежде регион был огромным болотом, но после постройки плотины стремительно превращался в пустыню, которая оставалась практически неисследованной. Ничего не было известно о геологических и химических процессах, происходящих здесь. В 1964 году Пэн вошел в состав экспедиции в пустыню в Синьцзяне, которая возникла в результате деятельности человека. Там он выяснил, что ежегодно в пыли пустыни накапливается до 750 тысяч тонн калия.
Пэну показалось этого мало, и в 1980 году он снарядил вторую экспедицию в этот суровый район. Необычная топография Лобнора, жестокий климат, характеризующийся пыльными бурями, и постоянно меняющие свое положение песчаные дюны делали это место опасным даже для опытных путешественников.

1200px-Basin_of_Lop_Nur_90.25E,_40.10N,_Desert_of_Lop,_Kum_Tagh_and_Astin_Tagh

Когда у экспедиции стала кончаться вода, люди приняли решение поворачивать обратно, однако Пэн убедил их продолжать работу. Однажды он встал пораньше и ушел один, оставив в палатке записку о том, что он отправился на поиски воды. С тех пор никто его больше не видел. Правительство отправило несколько сотен солдат на поиски ученого, но тщетно. Спустя несколько лет Шанхайские муниципальные власти присудили Пэну звание «пострадавший за науку» посмертно в награду за его исследования в области вирусологии растений. В его послужном списке – создание средств защиты от болезней, поражающих мандарин, тутовое дерево, китайский финик, кукурузу, пшеницу и овощи.

***

Многие годы спустя по австралийским бушам прошел верблюд с одинокой путнице на спине. Это была Робин Дэвидсон, австралийская писательница, которая в одиночку проехала 1700 миль за 9 месяцев. В конце своего путешествия она сказала: “Быть свободным — это значит постоянно познавать и проверять себя. В этой игре высокие ставки и она полна опасностей”.

© PORTULAN.RU, Daily.jstor.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *