Еще недавно судоходный путь через Арктику мог быть лишь мечтой. Сегодня, благодаря климатическим изменениям он становится реальностью.
Он должен существовать — океан на самой верхушке мира. Древние греки изображали его на своих картах, а вслед за ними это стали делать и другие европейцы.
Начиная с 1500-х годов множество смельчаков погибло в попытках найти этот океан, надеясь, что по нему можно будет проложить короткий путь через Арктику для основания новых торговых путей в Азию. И вот теперь, благодаря потеплению климата нашей планеты долгожданный Северо-Западный проход, наконец, действительно стал реальностью.
Посмотрим на историю этого жестокого состязания природы и людей при помощи старинных карт.
Идея о существовании северного морского пути занимала мысли людей как минимум со второго века нашей эры. Птолемей и древние греки полагали, что на Земле есть четыре обитаемых континента и две необитаемые холодные зоны, скорее всего, моря — “наверху и внизу” мира. Но только с начала 16 века, когда Колумб совершил свое знаменитое путешествие, мысли о Северо-Западном проходе серьезно завладели умами европейцев. В поисках пути на Восток Колумб открыл землю, которая, фигурально выражаясь, встала на его пути. Северо-Западный проход, таким образом, должен теперь был идти в обход Америки. И после того как испанцы и португальцы взяли под свой контроль южные пути вдоль берегов Африки и Южной Америки, англичанам, голландцам и французам ничего не оставалось как искать северный проход.
Старые карты того периода наполнены самыми неожиданными и порой дикими выдумками и мечтаниями картографов — от несуществующих заливов и островов до огромных морских чудовищ (многие из них можно увидеть на старых картах Арктики, приведенных в конце статьи).
На этих старых картах можно в изобилии найти как изощренные “трюки”, так и прямой обман. Например, старинная карта, приведенная выше, взята из книги 1558 года, которая описывает путешествие двух венецианских братьев, совершенное в 1380 году. Эта насквозь мошенническая книжонка была издана для того, чтобы попытаться задним числом приписать Венеции открытие Нового света.
Несмотря на это, карту часто копировали, что привело к неудачным плаваниям нескольких экспедиций. На карте, к примеру, Гренландия показана соединенной с Европой. К югу от Исландии можно найти несколько несуществующих островов. А на запад от Гренландии изображено крупное открытое море, которое в то время однозначно было непригодным для плавания из-за льдов.
Первые исследователи тоже довольно произвольно обращались с фактами. В конце 16 века англичанин Мартин Фробишер совершил три путешествия в поисках Северо-Западного прохода. Он не нашел его, обнаружив лишь несколько новых проливов. После одного из своих путешествий он привез в Англию тонны какой-то руды, которую он считал золотой. Ободренные находкой, его кредиторы выдали Фробишеру ссуду на новое путешествие, однако впоследствии выяснилось, что это был пирит — “золото дураков”.
Шло время, возвращались новые и новые экспедиции — и карты становились все лучше. На карте 1784 года, изданной в России (показана ниже), впервые изображены подробности крупной и прекрасно организованной экспедиции, исследовавшей Арктику и берега Сибири. На старой карте показан возможный Северо-Западный проход: на правой части карты, “R. de l’Quest” соединяет Гудзонов залив с Тихим океаном. Примечательно, насколько подробно показаны “внутренности” Азиатской части по сравнению с Североамериканской.
Прямо противоположную ситуацию можно наблюдать на карте, изданной в том же году по следам путешествия капитана Джеймса Кука у берегов Аляски.
Возможно, самой знаменитой попыткой найти Северо-Западный проход стала экспедиция сэра Джона Франклина в 1845 году. Франклин, британский морской офицер, до этого возглавлял две другие экспедиции в Арктику. Однако на этот раз экспедиция не вернулась к назначенному сроку, и его жена, леди Джейн, заставила британское правительство отправить в 1848 году новую поисковую партию. Поиски разрастались, и британская публика жадно следила за их перипетиями.
Однако, все, к чему привела новая экспедиция — это к находке нескольких более ранних могил исследователей Арктики и их записей. Два корабля экспедиции Франклина застряли во льдах и все 129 членов их экипажей, включая самого Франклина, погибли. Второй из двух кораблей был обнаружен совсем недавно, всего несколько недель назад, возле острова Короля Уильяма.
Франклин и его команда, а также другие исследователи этих времен не знали, что их попытки пришлись на так называемой Малый Ледниковый период — эпоху, когда в Арктике в течение нескольких веков наблюдался особенно холодный климат. Только к концу XIX века температуры здесь постепенно поползли вверх, и долгожданный Северо-Западный проход стал обретать реальные черты.
Норвежский исследователь Руаль Амундсен совершил свое первое полностью морское путешествие через Северо-Западный проход в 1906 году. Оно заняло три года, в течение которых мореплаватель дважды зимовал на льду.
Чем дальше, тем проще. Полярные льды таяли, и путь становился все более доступным. В августе 2016 года круизный лайнер с 1700 пассажирами на борту стал первым пассажирским кораблем, проплывшим через проход. Таяние арктических льдов открывает новые возможности для установления торговых путей и поиска источников энергии, равно как и для возникновения новых территориальных конфликтов, а также причинения вреда природе в нетронутой человеком части планеты.
Хорошо это или плохо, в истории Арктики открывается новая глава.
Старая карта Джованни Рамузио и Джакомо Гастальди 1563 года стала первой коммерчески успешной картой с более или менее точным изображением Америки, однако пустые пространства в области Арктики показывают, как мало в то время знали о ней.
Морские существа наполняют старую карту голландского исследователя Виллема Баренца 1598 года. Он нарисовал ее, застряв во льдах во время своего третьего путешествия в Арктику
На старой карте Герарда Меркатора 1633 года Северный полюс показан в виде огромной скалы, окруженной водой.
На этой старой карте Виллема Блау 1645 года показаны данные новейших мореплаваний, однако Гренландия, соединенная с Северной Америкой, ставила крест на возможности существования Северо-Западного прохода.
Цветные облака в центре карты Жака Питерса 1709 года изображают северное сияние. Эта старая карта, в отличие от многих карт того времени, содержала только проверенные в экспедициях данные.
Эта старая карта мира 1713 года Жана-Доминика Кассини была самой научно обоснованной для своего времени. Основанная на самых новейших данных экспедиций, она показывает два возможных варианта Северо-Западного прохода.
© PORULAN.RU, National Geographic