Восточный экспресс — история в картинках

8151 просмотров

Восточный экспресс — роскошный поезд, курсировавший между Парижем и Константинополем, — был олицетворением так называемой Belle Époque и важной частью истории XX века. Самый знаменитый поезд в мире окружен волнующей и таинственной аурой, частично благодаря популярным книгам и фильмам. Однако доля правды в книгах есть: Восточным экспрессом действительно часто пользовались известные актеры и шпионы, и в нем действительно произошло несколько убийств.

Самый первый Восточный экспресс отбыл из Парижа 4 октября 1883 года. На торжественное отправление было приглашено 30 человек: чиновники, дипломаты, журналисты и директора железных дорог. Организатором был Джордж Нагельмакерс, основатель компании Wagons-Lits. Сын бельгийского банкира, в 1868 году он путешествовал по США в спальном пульмановском вагоне, и понял, что ничего подобного в Европе нет.
В 1883 году Нагельмакерс не без трудностей достиг соглашения с восемью железнодорожными компаниями — от Франции до Румынии. Эти компании предоставляли пути и локомотивы, а Wagons-Lits — спальные вагоны и вагоны-рестораны.
Первый плакат, посвященный Восточному экспрессу, 1888 год
Первый плакат, посвященный Восточному экспрессу, 1888 год

“Белоснежные скатерти и салфетки, кокетливо и артистически сложенные официантами-сомелье, блестящие бокалы, рубиново-красное и золотисто-белое вина, графины с кристально чистой водой и серебряные капсулы бутылок шампанского — все это ослепляло своим блеском публику”, — писал об одном из ресторанов в поезде гость, приглашенный на открытие, — журналист Генри Оппер де Бловиц.

Родившийся в Богемии, де Бловиц много путешествовал, говорил на нескольких языках и лично знал немало влиятельных людей. Публикации, в которых он раскрывал заговоры и военные планы, несколько раз существенно повлияли на ход европейской истории. Де Бловиц писал не только об интересных разговорах, которые он вел со своими попутчиками, но и об изысканной кухне “на борту” Восточного экспресса: “Надо сказать, что весь путь от Парижа до Бухареста обеды и ужины соревновались друг с другом как в выборе блюд, так и в их изысканности — и это несмотря на то, что они готовились на крошечной кухне в конце вагона-ресторана”.
Восточный экспресс был запущен с некоторым опережением — перегон между Сербией и Болгарией еще не был закончен. Строительство отложили из-за непростой ситуации на Балканах и упадка Оттоманской империи. Последняя часть пути — в Константинополь — должна была проходить по Черному морю на борту парохода. Восток и Запад окончательно соединились в 1888 году: 3000 км поезд преодолевал всего за 68 часов.
Вот как выглядел первый Восточный экспресс. Журнал L'Illustration, 1884 год
Вот как выглядел первый Восточный экспресс. Журнал L’Illustration, 1884 год
Золотой век
Открытие нового вокзала в Константинополе ознаменовало начало Золотого века Восточного экспресса. Прямой поезд между Парижем и Константинополем был отличной альтернативой более медленному плаванию по морю — но только для тех, кто мог себе это позволить.

В пересчете на сегодняшние деньги билет стоил около 1750 евро — четверть годового дохода среднестатистического француза.

Несмотря на упадок, который переживала Оттоманская империя, Константинополь в конце XIX и начале XX веков оставался процветающим экономическим центром, настоящим “муравейником”. Здесь вместе жили турки, греки, армяне и евреи. А на новом поезде сюда приезжали западные дипломаты, инвесторы и артисты.
Именно Константинополь в силу своей экзотичности притягивал наибольшее внимание. Однако сам Восточный экспресс был, прежде всего, связующим звеном между крупными городами Европы. Роскошные поезда ежедневно отправлялись из Парижа в Мюнхен, Вену и Будапешт. В Константинополь же ходило всего два рейса в неделю.
Восточный экспресс проезжает мимо Айя-Софии в Константинополе, 1895 год.
Восточный экспресс проезжает мимо Айя-Софии в Константинополе, 1895 год.
Симплонский Восточный экспресс
Первая мировая война резко покончила с эпохой экономического, космополитического и культурного процветания. День, когда Австрия объявила войну Сербии, стал днем, когда Восточный экспресс практически перестал работать. Во время боевых действий Германия и ее союзники запустили собственный роскошный состав в Константинополь.
В результате войны железнодорожная карта Европы сильно изменилась. Классический Восточный экспресс теперь стал ходить только до Будапешта, а победители запустили новый поезд в обход Германии: Симплонский Восточный экспресс. После пересечения Швейцарских Альп через Симплонский тоннель он шел через Италию, Югославию, Болгарию, Грецию и Турцию.
Карта Симплонского Восточного экспресса, 1932 год
Карта Симплонского Восточного экспресса, 1932 год
Версальский договор обеспечил Симплонскому экспрессу 10-летнюю монополию на перевозки между Парижем и Константинополем. С появлением новых цельнометаллических вагонов с интерьером в стиле ар-деко поезд стал особенно популярным среди дипломатов, актеров и писателей.

В 1929 году Симплонский Восточный экспресс завалило снегом на небольшой станции в Турции, что вынудило его простоять там в течение 5 дней. Этот случай вдохновил Агату Кристи в 1934 году на написание ее знаменитой книги “Убийство в Восточном экспрессе”, хотя она перенесла действие в Югославию. Кстати говоря, первое известное убийство в этом поезде произошло через год после появления романа.

Вагон-ресторан в разрезе, 1896 год
Вагон-ресторан в разрезе, 1896 год
В 1935 году богатая румынка была ограблена своим попутчиком и выкинута из окна Восточного экспресса. Мария Фаркасану, директор бухарестской школы моды, ехала к своему мужу, румынскому военному атташе в Париже. Ее тело нашли возле путей где-то в Центральной Австрии. Рядом были ее вещи — за исключением дорогой накидки из черно-бурой лисицы.
Чуть позже швейцарский полицейский случайно увидел этот шарф на одной женщине. Выяснилось, что она получила его в подарок от 23-летнего студента Карла Штрассера. Он был приговорен к смерти, однако его довольно неожиданно помиловали.
Рекламный плакат Симплонского Восточного экспресса
Рекламный плакат Симплонского Восточного экспресса
Ближний Восток
Конечной остановкой Восточного экспресса всегда был Константинополь, который после прихода к власти Ататюрка был переименован в Стамбул. Однако в 1930 году появился Экспресс “Тавры” как продолжение Восточного. Пассажиры должны были сначала пересечь Босфор в Стамбуле. Со станции Хайдарпаша можно было уехать в Сирию, Ирак, Палестину и Египет, однако обычно с несколькими пересадками, включая поездки на автобусе и такси. Но реклама гордо сообщала, что Симплонский Восточный экспресс связывает между собой три континента.
Агата Кристи, муж которой работал в Сирии археологом, так описывает контраст между роскошью экспресса “Тавры” и жизнью в пустыне:

“Поезд трогается! Я иду за проводником вдоль коридора. Он резко открывает дверь в мое купе. Кровать застелена. Здесь — настоящая цивилизация. Лагерная жизнь позади. Проводник берет мой паспорт, приносит бутылку минеральной воды и говорит: “Мы прибываем в Алеппо в 6 часов утра. Доброй ночи, мадам”.

Восточный экспресс в Турции, 1970 год
Восточный экспресс в Турции, 1970 год
Холодная война
Восточный экспресс с трудом пережил Вторую мировую войну. Многие вагоны компании Wagons-Lits были уничтожены, как и большая часть инфраструктуры, включая вокзалы и железнодорожные пути. Ее восстановление происходило частично благодаря Плану Маршалла (американскому плану по восстановлению Европы).
Во время Холодной войны Восточный экспресс стал одной из связующих линий между Восточной и Западной Европой. Жители Восточного блока не могли свободно путешествовать, но и пассажиры, следующие в Восточную Европу, также сталкивались с жестким пограничным контролем. Пассажирами поезда, таким образом, в большинстве своем были дипломатические работники. Время от времени, с Востока на Запад приезжали политические эмигранты.
Обложка первого издания книги Агаты Кристи "Убийство в Восточном экспрессе"
Обложка первого издания книги Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»

Одной из первых американских жертв Холодной войны стал Юджин Саймон Карпе, который в 1950 году при подозрительных обстоятельствах выпал из поезда в тоннеле около австрийского Зальцбурга. Капитан Карпе был американским военным атташе в румынском Бухаресте и вез с собой важные документы о шпионской сети в Восточной Европе.

Было ли его падение случайным или умышленным? Допросы пассажиров и вскрытие трупа не дали ответа на этот вопрос. Случай, смахивающий на захватывающий шпионский боевик, привлек повышенное внимание западной прессы. В 1952 году один румынский студент был обвинен в участии в этом преступлении по заказу “иностранной организации”, однако связь доказать не удалось. Ничего не принесло и расследование американскими спецслужбами, длившееся целых десять лет.
Конечная остановка Восточного экспресса в Стамбуле
Конечная остановка Восточного экспресса в Стамбуле
Визовые проблемы
Главной проблемой для пассажиров Восточного экспресса, следующих в Турцию, была строгая визовая политика Болгарии. Пассажиров из стран Запада обычно можно было пересчитать по пальцам одной руки — это были американские и английские дипломаты и разведчики.

Одним из них был бывший сотрудник военно-морской разведки Ян Флеминг. Его триллер “Из России с любовью”, вышедший в 1957 году в рамках знаменитой “Бондианы”, был частично основан на истории Юджина Карпе.

С 1951 по 1953 годы из-за конфликтов с соседними странами Болгария полностью закрыла движение Симплонского экспресса по своей территории. Когда оно было снова восстановлено, власти страны привлекли студентов-художников, чтобы те разукрасили окрестности вокруг железнодорожных путей, дабы произвести выгодное впечатление на пассажиров из стран Запада.
Восточный экспресс на пограничной станции между Лихтенштейном и Швейцарией
Восточный экспресс на пограничной станции между Лихтенштейном и Швейцарией
Закат
Начиная с 1960-х годов Восточный экспресс начал постепенно терять свой блеск. В 1977 году, почти через 100 лет после открытия Восточного экспресса, последний поезд отправился из Парижа в Стамбул.

Это был уже далеко не тот роскошный состав. Теперь он назывался Direct-Orient и вез в основном хиппи и мигрантов. Здесь уже не было вагона-ресторана, и пассажирам нужно было брать еду на несколько дней с собой.

“Восточный экспресс сам стал убийцей”, — писал Пол Теру, американский автор путевых очерков, имея в виду спартанские условия в поезде. Трудно представить больший контраст по отношению к тому, что из себя представлял в 1930-х годах изощренный Симплонский Восточный экспресс.
Однако внимание, которое привлек последний рейс, привело к некоторого рода возрождению: американо-британский предприниматель запустил поезд под названием «Восточный экспресс Венеция- Симплон» (VSOE). С 1982 года этот роскошный “железнодорожный круиз” курсировал между Лондоном, Парижем и Венецией: он состоял из реставрированных вагонов Wagons-Lits.
Багажная бирка Восточного экспресса
Багажная бирка Восточного экспресса
Последний пережиток
Многие вспоминали о Восточном экспрессе с ностальгией, но его последние годы прошли практически в забвении. Наследником великого экспресса стал ничем не примечательный ночной поезд, курсировавший между Парижем, Веной и Будапештом. Затем его урезали до Восточного экспресса EuroNight, ходившего из Страсбурга в Вену. В 2009 году и он прекратил свое существование. Так, через 126 лет авиация и скоростные поезда положили конец классическому Восточному экспрессу.
Британский журналист Робин МакКи засвидетельствовал один из самых последних рейсов этого поезда в Вену: “Небольшая группа мрачных скитальцев высыпала из Восточного экспресса и растворилась в серых утренних сумерках; они были совершенно равнодушны к судьбе исторического поезда, на котором только что приехали”.

© PORTULAN.RU, Atlas Obscura

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *