Путешествие в Грузию на автомобиле стоит предпринять хотя бы для того, чтобы проехать по одной из самых красивых автомобильных трасс в мире — Военно-Грузинской дороге. Звучит как издевательство, ведь сейчас из-за пандемии коронавируса в Грузию туристу можно попасть только воздушным транспортом. И пока сухопутные границы закрыты, давайте насладимся интересной старой картой конца 19 века, на которой изображены план местности и продольный профиль Военно-Грузинской дороги от Владикавказа до Тбилиси.
На этой старой карте не указана дата, но, по всей видимости, она относится к концу 19 или началу 20 века. Издана в Москве в издательстве Кушнерева. Старинная карта состоит из двух частей: продольного профиля и топографического плана. Оба они показывают один и тот же участок дороги, которая тянется примерно на 200 км, пересекая Большой Кавказский хребет.
На продольном профиле указаны высоты, включая высшую точку Военно-Грузинской дороги — Крестовый перевал. Профиль включает в себя ряд характеристик, таких как высота поселений, мостов и перевалов, а также указатели расстояний в верстах. На старой карте указано расположение железных, каменных и деревянных мостов, барьеров и парапетов, в дополнение к яркому панорамному виду горного хребта.
Нижнюю половину листа занимает топографический план. Охватывая маршрут и его ближайшие окрестности примерно на 15 километров с каждой стороны, эта старая карта подчеркивает различные географические и инфраструктурные особенности, которые могут повлиять на путешествие.
Старый план включает в себя множество элементов, среди которых улучшенные и неотремонтированные участки самой дороги, топонимы, города и села, реки Терек и Арагви и их притоки, мосты, сезонные снежные завалы, изображения растительности и рельефа. Основные места, где могут встречаться снежные завалы, привязаны к старой карте по номерам.
С географической точки зрения путешествие по Военно-Грузинской дороге — это переход из Европы в Азию (и обратно). И самое интересное, что такое путешествие совершали даже в глубокой древности, так как упоминания о пути через Дарьяльское ущелье находят еще у античных авторов. Страбон в своей книге “География” называет эту часть Кавказа Порта Кавказика и Порта Кумана: сегодня это гранитные стены Дарьяльского ущелья, которые тянутся вдоль границы между Грузией и Россией. Несколько позже Птолемей в своем трактате по географии идентифицирует проход как Порта Сарматика, что подразумевает, что это были ворота между древней Иберией и Большой Арменией. Каким бы ни было его название, Дарьяльское ущелье, лежащее на северо-восточном склоне горы Казбек, казалось идеальным местом для строительства крепости (такой, как на нижеприведенной гравюре конца XIX века).
На протяжении веков эти укрепленные ворота защищали интересы римлян, персов, греков, тюркских ханов, арабов, грузин и, наконец, русских.
После присоединения восточной Грузии к Российской Империи в 1801 году власть взялась за улучшение дороги, чтобы облегчить продвижение на Кавказ. До этого, во время правления Екатерины Великой (1762-1796 гг.), русская армия исследовала и модернизировала маршруты вдоль крупных рек для перевозки войск и оружия, создав военный форпост — Владикавказ. Вскоре после этого Кавказ стал местом ссылки молодых романтически настроенных поэтов, и к началу девятнадцатого века сочетание красоты и дикости этого региона стало привлекать не только военных. Особенно очарован романтикой Кавказа и Военно-Грузинской дороги был Михаил Лермонтов, дважды сосланный в этот регион и увековечивший его в литературе. Спустя много лет в регионе стали появляться и первые писатели-путешественники. Один из самых выдающихся из них, Карл Бедекер, в своем путеводителе по России 1914 года назвал Военно-Грузинскую дорогу «одной из самых красивых горных дорог в мире», подробно описав маршрут из Тифлиса во Владикавказ.
Дорога возле Пасанаури (Грузия), около 1900 года
Отправившись на север из Тбилиси, Бедекер миновал бывшую столицу Грузии Мцхету и поднялся к крепости 13 века Ананури, а затем направился в небольшой городок Пасанаури у слияния Черной и Белой Арагви.
У «гигантской ледяной пирамиды» — горы Казбек — писатель описывает великолепную церковь Цминда-Самеба (Святой Троицы), которая появилась здесь более века назад.
Гора Казбек и церковь Троицы (слева на отроге), около 1900 года
Продолжая свой путь, писатель отмечает, что дорога пересекает Терек по железному мосту, а затем «петляет по краю широкой долины, образованной Тереком, иногда на высоте более 300 футов над глубокой пропастью”. Мы можем только задаться вопросом, занимал ли он ту же точку обзора, что и ниже на фотографии.
Мост между Грузией и Россией. Около 1900 года.
Дальше дорога вьется и поднимается в сторону Гудаури. На перевале Джвари можно подняться на самую высокую точку дороги на высоте 7800 футов, которая открывает Большой Кавказ во всем его величии.
Посмотреть (и заказать печать) продольного профиля Военно-Грузинской дороги можно здесь.