Загадка Меза Верде — самое массовое исчезновение людей в доколумбовой Америке.

3248 просмотров

Семь веков назад десятки тысяч людей, живущие на юго-западе Америки, покинули свои дома. Археологи пытаются выяснить, почему.

В глубине Каньона Спрус в Колорадо находится одно из самых необычных и живописных поселений Северной Америки — муравейник жилых кварталов, амбаров, защитных башен и церемониальных зданий, втиснутые в расселину в скале. Древним фермерам, построившим этот городок около 1200 года НЭ, пришлось немало потрудиться, ворочая тысячетонные камни из песчаника и огромные деревья: сегодня это место известно как Spruce Tree House в Национальном парке Меза Верде (США).

MVF_AboutMesa_Banner

“Сюда не так просто добраться, и не очень понятно, что заставило людей поселиться здесь”, — рассуждает Донна Гловацки, археолог Университета Нотр Дам в Индиане. Но еще загадочнее то, что случилось после этого. Совсем скоро люди “собрали пожитки” и покинули это место, равно как и другие жители региона Four Corners на юго-западе Америки, где граничат между собой штаты Колорадо, Нью-Мексико, Юта и Аризона.

Всего около 30 тысяч человек покинули эти места между 1200 и 1285 годами, что стало одним из самых крупных исчезновений за всю историю. Некогда одна из самых заселенных частей Северной Америки в одночасье стала землей-призраком.

Археологи выдвигали разные теории о том, что заставило предков индейцев Пуэбло уйти с этих земель. Сначала в этом обвиняли кочевников — предков Апачей и Навахо. В последние несколько лет пеняли на климатические изменения — засуху и холод, характерные для 1270-х годов.

Однако недавние исследования археологов показали, что причина гораздо сложнее, чем кажется. С помощью детального археологического анализа, тщательной климатической реконструкции и построения компьютерной модели ученые создали образ того, как предки Пуэбло реагировали на изменения среды. Междисциплинарный подход также позволил ученым исследовать социальные изменения с уникальной для того времени подробностью.

Получившаяся картина свидетельствует том, что примерно за век до массового исхода из Меза Верде политические потрясения и сильная засуха дестабилизировали мир индейцев. Тысячи людей, живших на других землях, переселились в Меза Верде, поставив под угрозу сельское хозяйство этой местности и разрушая местные культурные традиции. Это привело к жестоким конфликтам, подрыву общественных устоев и исходу части населения. С приходом второй засухи в конце 1200-х годов деревню покинули оставшиеся жители.

Политическая нестабильность, культурный конфликт, перенаселение и засуха. Интересно, что ситуация, с которой столкнулись древние предки Пуэбло, напоминает 2015 год с его сотнями тысяч мигрантов, стремящихся с Ближнего Востока и Африки в Европу.

Работа «по породе»

Гловацки приехала в национальный парк Меза Верде после окончания университета и уже 23 года работает над тайной предков Пуэбло. Самая трудная работа — это архитектурно-археологический анализ, когда часами сидишь и изучаешь структуру стен из песчаника. Постепенно стало понятно, что первые строения появились в районе 1200 года, а затем, в течение 85 лет, в несколько волн спешно строились новые. Благодаря применению дендрохронологического метода (изучение возраста деревьев по их кольцам) ученые смогли датировать постройки вплоть до 1-2 лет (деревья использовались как поддерживающие колонны). По словам Гловацки, некоторые комнаты сохранились почти полностью — в них можно стоять во весь рост.

Первые люди пришли в эти места примерно в 600 г НЭ, но поселились они не в ущелье, а наверху, на плодородных землях. Но к 1200 году что-то заставило их переселиться в гигантские ниши, вымытые в скале, сложенной из песчаника.

GettyImages-159322340

Исследования здесь начались в 2002 году, и за это время было исследовано более 18 тысяч археологических стоянок. Такой массив данных позволил ученым детально отследить изменения населения за периоды 30-40 лет. Установлено, что люди начали покидать Меза Верде за 15 лет до засухи. То, что сначала выглядело как ручеек, вскоре превратилось в лавину.

Но дальше стало еще интереснее. Исследования показали, что население быстро росло, когда улучшались климатические условия, что приводило к большим урожаям. Это логично, но только не для Меза Верде. Здесь все шло наоборот, в разрез с окружающими территориями: чем проще было выращивать урожай, тем больше людей уходило отсюда; чем труднее становились времена, тем больше людей приходило!

Ученые предположили, что все дело в топографии. Парк находится на высоте и его склоны смотрят на юг. Таким образом, здесь всегда было больше осадков, что становилось важным преимуществом во время засухи. Значит, население из окружающих мест бежало сюда во времена засухи или похолодания.

Далее исследователи построили компьютерную модель поведения отдельных домохозяйств в поселении. Учитывая такие факторы как климат и топография, модель показала быстрое территориальное разрастание поселений в том случае, если индейцы могли обеспечить себя пропитанием. Однако археологические данные показывали, что в реальности поселения быстро росли до определенных размеров, а затем останавливали рост, хотя судя по данным компьютерной модели, потенциал для роста был еще очень большой. Казалось, что что-то мешает им расти. И первое, что приходит в голову — страх. Ученые обратились к археологической информации, показывающей уровень насилия в этой местности — для этого были изучены останки людей на предмет сломанных костей, черепов и т.д. Данные показали, что многие умерли насильственной смертью в результате побоищ и даже актов каннибализма. Хотя в период с 7 по 12 век Меза Верде было спокойным местом, в 1100-1200 годах здесь резко возросли насильственные проявления.

Культурные разногласия.

Изучая строения, Гловацки вскоре обнаружила здание, принадлежавшее одной их семей-основателей поселения в каньоне — стены внутри носили следы пожара. Огонь горел в комнате, предназначенной для жертвоприношений. Это значит, что дом, скорее всего, в какой-то момент сменил владельца, причем, скорее всего, насильственно.

North-end-of-STH

“Явно, что в 1200-х годах здесь происходили значительные изменения в клановой структуре, менялись лидеры”. На этой территории найдено множество знаков смены культуры, что, в свою очередь, могло стать результатом смены политического влияния.

Действительно, с середины 11 до начала 12 века политический центр предков Пуэбло находился в 150 км на юг от Меза Верде, в Чако Каньоне (Нью-Мексико). В 12 веке расширение политической власти Чако привело к созданию государства с центром в месте, которое сейчас называется Aztec Ruins National Monument.

Mesa_verde_map_WEB

Культура Чако-Ацтеков была сильно социально стратифицирована. Элита жила в огромных дворцах в центре, а на периферии большую политическую власть имели “князьки” помельче, также строившие для себя закрытые охраняемые здания. Ужасная засуха, постигшая эти края в период между 1130 и 1150 гг, существенно ослабила эту власть, и начали образовываться новые центры силы. В Меза Верде, например, некоторые общества начали строить более открытые, общие пространства, например, так называемые plaza. Стали появляться кивы (ритуальные помещения у индейцев Пуэбло) без крыш и намного большие по площади, что позволяло всем принимать участие в обрядах. Именно это и могло оказаться причиной роста насилия и перемещения фермеров с возвышенностей в сооруженные в скалах поселения, в которых было легче защищаться.

В 1270-х грянула вторая засуха, и тогда предки Пуэбло решили, что “с них хватит”. Они оставили эти места навсегда.

В поисках мира

Десятки тысяч людей покинули регион Four Corners в поисках лучшей жизни. И многие нашли то, что искали. Древние Пуэбло мигрировали в нескольких направлениях — кто-то отправился на юго-запад в Аризону, кто-то на юг — в Нью-Мексико. Обосновавшись на новых местах, люди Меза Верде быстро забыли свои культурные привычки из прошлой жизни, особенно те, что связаны с насилием и борьбой за ресурсы. Население новых деревень стало быстро расти после 1300 года, а общество стало более “коммунальным” — многие семьи совместно владели одной кивой и проводили совместные религиозные церемонии.

Они также изменились и политически, предпочитая не иметь сильных и авторитарных лидеров и пробуя управлять с помощью общественных “советов”. Кстати, и по сей день юго-западные поселения индейцев Пуэбло придерживаются эгалитарной политики. Иными словами, беды и разрушения устоев сплотили людей и привели к резкому скачку в развитии культуры. Дальнейшее развитие этой нации привело к тому, что индейцы Пуэбло быстро обзавелись собственным языком, а их культура оказалась намного более развитой, чем культура большинства других индейцев Северной Америки. Ученые полагают, что именно это и позволило им успешно противостоять почти 500 летней европейской колонизации.

© PORTULAN.RU, NATURE.COM

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *