Разведчики, мистики или авантюристы: как поиски таинственной Шамбалы превратились в геополитическую игру?

2127 просмотров

В декабре 1923 года в индийском Дарджилинге оказались два необычных путешественника. Их целью было найти то, чего не существует: мифическое королевство Шамбалу, которое никто никогда не видел. Где-то рядом с ними околачивались советские шпионы, западные оккультисты и монгольские повстанцы. Несмотря на столь пристальное внимание, экспедиции удалось в течение почти целого года находиться в полной неизвестности, а по ее окончании вопросов, загадок и тайн стало гораздо больше, чем раньше.

image

Этими двумя были Николай и Елена Рерих, русские эмигранты, которые путешествовали с американским флагом, надетым на монгольское копье. По официальной версии, которую Рерихи сообщили властям Дарджилинга, они возглавляли научно-археологическую экспедицию к культурным объектам Центральной Азии.

Их эксцентричное поведение сразу привлекло всеобщее внимание: знаменитый художник и археолог Николай Рерих разгуливал по Дарджилингу в мантии далай ламы, устраивал конспиративные встречи с тибетскими ламами и утверждал, что он американец, хотя акцент выдавал его русское происхождение.

Тем не менее, репутация Рерихов как представителей западного искусства, а также усилия их американских спонсоров открыли им двери в запретные земли Тибета. Однако никто не знал, что главной целью Рерихов была Шамбала — город, которого нет на карте.
Елена и Николай Рерихи
Елена и Николай Рерихи
Шамбала — сказочный город в Гималаях, который фигурирует в буддистских, индуистских и местных шаманских верованиях, где описан как балансирующий на грани физического и духовного мира. Легенды о Шамбале в течение 1000 лет играли важную роль в тибетских традициях и, наконец, слухи о его существовании достигли и западных стран.
Писатель и философ, Елена Рерих перевела на русский язык “Тайную доктрину”, известную эзотерическую работу еще одной эмигрантки, русской дворянки, философа и оккультиста Елены Блаватской, в которой Шамбала впервые предстала в качестве пути к Просвещению. Рерихи поверили в Шамбалу, и во время жизни в Нью-Йорке Елена получила телепатические инструкции от “Мастера Морья”, астрального существа, которое повелело им покинуть США и отправиться на поиски города самостоятельно.
К сожалению для Рерихов, территория, которую они намеревались исследовать, в начале XX века была почти совершенно недоступна. Тибет был закрыт для иностранцев; кроме того, Советский Союз, Франция, Англия, Монголия, Япония, Китай и Германия боролись за сферы влияния в этом регионе.

Разведчики, мятежники и неконтролируемые боевые командиры ежедневно устраивали стычки на горных перевалах, поэтому экспедиция в эти места представлялась практически самоубийственной. Еще слышны были отголоски крупного геополитического столкновения Российской Империи и Британии в этом регионе, прозванного “Большая Игра”.

Однако Рерихи, похоже, еще до приезда в Дарджилинг решили обратить трудности, связанные с “Большой Игрой”, в преимущества.
Старая карта Тибета 1904 года
Старая карта Тибета 1904 года
После получения разрешения от индийских властей Рерихи посетили живописные монастыри Сиккима, а затем отправились вглубь Тибета. Их старший сын Георг, довольно заметный тибетолог, полиглот и знаток военной тактики отвечал за безопасность экспедиции — не самая простая задача, учитывая, что им предстояло в течение нескольких лет преодолеть 25 тысяч километров прежде нехоженых европейцами дорог. Рерихи понимали, что столкнутся с суровой природой и погодой, бандитскими группировками и заблокированными горными перевалами.

Учитывая непомерную по сложности задачу, которая им предстояла, странным выглядит крюк, который они сделали, посетив в 1926 году Москву. Зачем было пересекать Россию, добавляя к своему сложнейшему путешествию еще одну трудность? Одна из версий гласит, что настоящими спонсорами их поисков Шамбалы были советские секретные службы.

Все это смахивает на остросюжетный шпионско-детективный роман, однако в действительности не только Россия, но и правительства ряда других стран — Китая, Монголии, Японии и Великобритании — уделяли повышенное внимание мистическому городу. Одной из причин было старинное монгольско-тибетское пророчество, которое в наэлектризованном политическом климате начала XX века звучало довольно убедительно.
Пророчество гласило, что торжество материального мира над духовным ведет человечество к вырождению. Люди объединятся под властью “темного” правителя, который атакует Шамбалу с помощью грозного оружия. Но 32-й владыка Шамбалы одержит победу над злом и провозгласит новую эру мира и гармонии. Сегодня такие истории выглядят стандартными байками про конец света, однако еще столетие назад они серьезно влияли на умы человечества, и не в последнюю очередь из-за политической обстановки, когда границы стран постоянно перекраивались, и даже самые могущественные страны не были уверены в завтрашнем дне.
Монастырь Чагри в Бутане, где останавливался Эстебан Каселла, первый человек, рассказавший западному миру о Шамбале
Монастырь Чагри в Бутане, где останавливался Эстебан Каселла, первый человек, рассказавший западному миру о Шамбале
Китайские и российские власти прекрасно понимали, что среди народов Центральной Азии вера в Королевство Шамбала была очень сильной. Любой, кто сможет убедить местные народы в том, что он несет добро, получит от них поддержку и сможет обрести контроль над территорией. Как только это стало ясно, многие страны предприняли усилия, чтобы выяснить, где находится таинственное царство.

Большая часть этих государств собиралась использовать поиски Шамбалы в чисто пропагандистских целях. Но некоторые действительно верили, что смогут найти в мистическом королевстве некое тайное оружие. Один из таких людей, кто верил в пророчество, был Глеб Бокий, один из руководителей ЧК.

Бокий верил, что секретный город даст ему доступ к продвинутому оружию и методам контроля над разумом, и пытался убедить своих “боссов”, что игра стоит свеч. Молодое Советское государство с интересом восприняло идею: даже если не удастся найти секретное оружие, можно установить “тесную связь с таинственным королевством”, что сразу же расположит к себе буддистов и националистов в Монголии и Тибете и упрочит позиции в Средней Азии.
Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Николай Рерих и Мухаммед Юнус около дома Рериха в Куллу
Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Николай Рерих и Мухаммед Юнус около дома Рериха в Куллу
На худой конец экспедиция могла бы принести сведения о британской активности в этом регионе. Но Бокий не сумел собрать средства на эту миссию из-за соперничества внутри ЧК, поэтому он принял “обходное” решение — объединить усилия c Николаем и Еленой Рерихами, известными учеными и русскими эмигрантами, которые в открытую заявляли об экспедиции под американским флагом.
Рерихи были далеки от политики — они покинули Родину накануне Октябрьской революции и относились к большевикам с большим недоверием. Однако, собираясь в экспедицию в поисках секретного города, они старались привлечь любые возможные ресурсы. К тому же, мистический “товарищ” Елены Рерих “Мастер Морья” указал ей воспользоваться помощью большевиков, так как это благоприятно для духовного совершенствования. После этого Елена записала в своем дневнике: “Ленин с нами”.

Вполне вероятно, что Николай Рерих встречался в Париже с Георгием Чичериным, советским наркомом иностранных дел, а также Меером Трилиссером, главой внешней разведки. Как полагает ряд исследователей, в ходе этих встреч было решено оказать Рерихам значительную финансовую и логистическую помощь в обмен на информацию о действиях французских и британских шпионов в районе экспедиции. Команда же Бокия, конечно, рассчитывала получить гораздо более важные сведения, кроме шпионажа: им была интересна информация о самом мистическом городе.

Рерихи не были шпионами и не очень заботились о конспирации: во время их пребывания в Дарджилинге Николай открыто говорил об установлении в Центральной Азии Священного Восточного Союза, “духовного государства”, объединяющего традиции народов этой территории под руководством большевиков. Некоторые ламы посчитали эти идеи стоящими и примкнули к Рериху, что серьезно встревожило другие влиятельные группы. Историк Ричард Спенс даже предположил, что в Дарджилинге в контакт с Рерихами вступили британцы, которые сделали им контр-предложение или даже запугали их.
"Заморские гости". Николай Рерих
«Заморские гости». Николай Рерих
В любом случае, экспедиция Рерихов стартовала под пристальным вниманием СССР, Британии, США, а также Японии, Монголии и Китая. В поисках Шамбалы они должны были перейти 35 горных перевалов, пересечь пустыню Гоби и впервые нанести на карту десятки горных вершин. Но с самого начала путешествия их спутниками стали также экстремальная погода, местные группы повстанцев, вооруженные банды, непривычный и гибельный для лошадей корм и грабители караванов.

Путевые заметки супружеской четы и прекрасные картины Николая Рериха красноречиво говорят о том, какие чувства страха и восхищения должны были испытывать члены экспедиции в этой гималайской terra incognita. “Бьется ли сердце Азии? Не заглушено ли оно песками?” — вопрошал Николай, когда группа пересекала пустыню Такламакан.

Чем дальше они продвигались вглубь материка, тем труднее становился путь. Дорога была усеяна костями самых разных животных — ослов, мулов, яков. Члены экспедиции страдали от горной слепоты и недостатка пищи, а американский флаг все реже служил защитой от нападений. Рерихи при этом не теряли оптимизма: Николай находил красоту даже в жестоких снежных бурях, которые чуть было не стали для них фатальными во время перехода одного из перевалов.
Вид на Алтайский горы, фото примерно 1885 года
Вид на Алтайский горы, фото примерно 1885 года
И все же, насколько близко Рерихи и Бокий подобрались к своей цели? Говорят, что чем ближе кто-либо подходит к секретному городу, тем более путанными становятся записи, так как описать Шамбалу простыми словами невозможно. В своей эзотерической книге “Шамбала Сияющая”, которую он писал в пути параллельно с более научным и “сухим” дневником, Николай описал другое, параллельное путешествие, наполненное загадками. Чем дальше заходила экспедиция, тем чаще автор писал про странные проявления, огни и видения над лагерем, хотя в дневнике ни о чем подобном не говорится.

Его рисунки также стали приобретать эзотерический характер — в них стала появляться фигура Короля Шамбалы. Вполне вероятно, что примерно в это время, в начале 1927 года, Советский Союз отказался далее поддерживать экспедицию. Именно тогда начался самый загадочный этап экспедиции — летом 1927 года она вдруг исчезла с “радаров” всех, кто за ней до этого пристально наблюдал. И это молчание длилось примерно год.

"Сокровенное". Николай Рерих
«Сокровенное». Николай Рерих
Никаких новостей от путешественников не поступало, и Рерихов стали считать погибшими. Единственным свидетельством того, что происходило с ними в этом время, является дневник Николая, который противоречит сюжету его “Шамбалы Сияющей” и рассказывает об ожесточенном конфликте с вооруженными силами Тибета. Более или менее точно известно, что последние 5 месяцев периода своего исчезновения члены экспедиции провели в качестве тибетских пленников, причем ужасающие условия содержания привели к смерти пятерых из них.

После этого Рерихи вместе с сыном отправились обратно в Индию. В дневнике Николай Рерих пишет, что ближе всего к Шамбале они подобрались во время путешествия по Уймонской долине на Алтае, когда некий “старообрядец” с гордостью показал им вход в подземный город, ныне погребенный под камнями. Он сообщил, что в будущем, во времена очищения всего человечества, настоящие жители Шамбалы вернутся. А до этого люди будут слышать лишь отголоски их песнопений.

Если Рерихи действительно шпионили в пользу Британии или Советского Союза, американцы не ставили им это в вину. Елена состояла в тесной переписке с Франклином Делано Рузвельтом, администрация которого спонсировала следующую их экспедицию в Маньчжурию в 1933 году. Николай и там старался продолжить поиски Шамбалы, на этот раз в качестве “силы добра” предлагая США, а в качестве “зла” подразумевая большевиков.
Елена Блаватская
Елена Блаватская
На этот раз те, кто считал Николая Рериха советским шпионом или странным и опасным мистиком, заговорили об этом еще громче. Вследствие этого экспедиция была досрочно отозвана обратно, несмотря на ее явный научный успех. В те времена быть заподозренным в шпионаже в пользу Советов становилось опасным, и Рерихи покинули США, поселившись в Индии.
Надо сказать, что научное значение путешествий Рерихов трудно переоценить: не важно, какие цели они преследовали, но они прошли многие километры ранее неизвестных земель, обнаружили многие утраченные святыни, подробно описали флору и фауну, прежде незнакомую западном миру. Несмотря на неоднозначность, окружающую его имя, Николай Рерих трижды номинировался на Нобелевскую Премию мира, а также основал Пакт Рериха, целью которого стала защита культурных ценностей в зонах военных конфликтов. В 1969 году именем Рериха даже была названа планета.
Что же касается Шамбалы, то она все еще покоится где-то и ждет своего первооткрывателя.

© PORTULAN.RU, Atlas Obscura

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *