Остров-призрак Фрисланд никогда не существовал, но люди на протяжении веков очень хотели в него верить.
В 1558 году один венецианец по имени Николо Зено придумал остров в Атлантическом океане. Напоминающий по форме прямоугольник, остров содержал в себе города с итальянскими названиями типа Форланда или Соранд, и лежал к югу от Исландии, неподалеку от Норвегии.
Зено назвал этот остров Фрисландом и указал, что его предки, братья Антонио и Николо Зено (полный тезка нашего “героя”), открыли его в 1380-х годах. Это дало повод “изобретателю” острова пойти куда дальше и объявить, что Новый Свет открыли венецианцы — на целый век раньше, чем это сделали Христофор Колумб (генуэзец) или Америго Веспуччи (флорентиец). На старой карте с Фрисландом эта новая земля тоже изображена и называется Эстотиландия.
Указанные выше родственники Николо Зено действительно жили в 14 веке и действительно принимали участие в морских путешествиях. Однако история с Фрисландом, о которой Зено рассказал в 1558 году в своей книге Della Scoprimento и в сопутствующей ей карте, — не более, чем сказка. Но этот обман оказался невероятно убедительным и живучим. В середине 19 века английский ученый Ричард Мэйор писал, что “история Зено — правдивая и ценная информация”; геолог Уильям Хоббс в 1951 году заявил, что “братья Зено были честными и компетентными исследователями”. Да что там, практически в наше время, в 1989 году венецианский филолог Джорджо Падоан утверждал, что никакого обмана в этой истории нет — “венецианцы действительно первыми из европейцев ступили на американскую землю”.
На самом деле, причина возникновения этой небылицы довольно прозрачна и легко объяснима. Во-первых, это возвеличивало имя семьи Зено, а, во-вторых, было очень важно для престижа Венеции, которая быстро теряла свой статус военно-морской державы из-за роста величия Испании, Франции и Англии. Но почему же люди так охотно поверили в историю о забытой венецианской экспедиции? И почему картографы и географы вплоть до 20 века продолжали настаивать на том, что остров существует?
Секрет совсем не в книге Зено, которая, как и большинство “трэвэлогов” 16 века, представляла собой эдакий сплав истории и выдумки. Это достаточно увлекательное чтение. Зено пишет, что когда он был ребенком, то наткнулся на настоящий клад, в котором обнаружил письма, принадлежащие его предкам Николо и Антонио: они писали друг другу почти два столетия назад. По словам Зено, он просто порвал эти письма на кусочки, как бы сделал любой мальчишка в его возрасте. Только по прошествии лет он осознал ценность переписки и постарался восстановить содержание писем на страницах своей книги.
Главный герой повествования — полный тезка автора, Николо Старший. Согласно книге, в 1380-х годах Николо повел венецианский флот в Северную Атлантику, где потерпел кораблекрушение возле берегов острова Фрисланд. Он оказался обитаемым — вождь по имени Зикмни говорил по-латински и был “ужасно рад” узнать, что пришельцы родом из Италии, так как о полуострове «знали в самых отдаленных уголках мира». Венецианцев тепло приняли жители Фрисланда, которые, согласно Зено, не знали основ мореплавания, несмотря на то, что жили на острове. Король Зикмни был особенно восхищен знаниями и опытом Николо Старшего и даже произвел его в рыцари.
Однако, согласно книге, Америку открыл не Николо Старший, а его брат Антонио, который “слышал рассказы об огромной стране, целом новом мире”, предположительно названной Эстотиландией — скорее всего, это нынешний Ньюфаундленд или Лабрадор. Там жили странные люди. Николо Младший пишет, что “все они ходили голыми и очень страдали от холода”. Учитывая, что они научились делать тетиву для лука из кожи животных, на которых охотились, почему то им не пришло в голову использовать их шкуру для одежды. Зено добавил также, что эти “люди дрались между собой до смерти и не брезговали людоедством”.
Такие «откровения» были очень характерны для 16 века. Например, в записях Христофора Колумба от 1493 года также можно найти описание местного населения Нового Света, которое не носило одежду и употребляло человечину. Примерно те же слова можно найти в Mundus Novus Америго Веспуччи. Все это было, конечно, сильно преувеличено, ведь именно таких историй жаждали жители Европы. При этом, речь шла в основном о жителях островов Карибского моря. Но Зено Младший без всяких угрызений совести взял за основу эти истории и перенес их на жителей Арктических регионов.
По сути, книга Зено — классический самопиар. Автор не постеснялся включить в книгу генеалогическое древо своей фамилии, которое включило в себя 15 поколений с 1200 года до конца 16 века. И это принесло свои плоды — фамилия Зено прочно вошло в историю на ближайшие 5 столетий, а мореплаватели стали упоминать Фрисланд в своих путешествиях — либо в результате недоразумений, либо выдавая желаемое за действительное. Например, английский мореплаватель Мартин Фробишер в поисках Северо-западного прохода вокруг Северной Америки спутал Гренландию с Фрисландом в 1576 году. Чуть позже, в 1580 году, Джон Ди, королевский советник Елизаветы, поспешил объявить воображаемый остров собственностью Короны. Фрисланд стал появляться на десятках старых карт, в том числе на знаменитых картах Герарда Меркатора (1569 год) и Абрахама Ортелиуса (1570 год).
Но история, рассказанная Зено, была бы далеко не столь правдоподобна без карты, которая сопровождала книгу. Она была нарисована в типичном стиле венецианской картографии 16 века, а изображение Фрисланда было очень удачно вписано в карту. Хотя Зено утверждает в книге, что это старая карта конца 14 века, очевидно, что источники для ее создания относятся к современному ему времени. Двумя основными “вдохновителями” Зено стали известные картографы 16 века и их работы — Carta Marina шведского картографа Олафа Магнуса 1539 года (оттуда Зено взял описание Скандинавии и многих островов Атлантики) и Isolario Падуана Бенедетто Бордоне (изображение Северной Атлантики и описание путешествия Веспуччи, включающее изображение острова Эспаньола, откуда Зено взял картинки местных жителей). Все это создавало видимость научной правдоподобности карты Николо Зено.
Фрисланд был вписан в карту очень тщательно, с соответствующими параллелями и меридианами — это существенно облегчало его “трансфер” на другие старые карты. Почти сразу же после выхода карты Зено Фрисланд появился на других манускриптах — всего через три года, в 1561 году, венецианский картограф Джироламо Руселли почти в точности “репродуцировал” карту Зено.
Но даже карта не в состоянии полностью объяснить ошеломляющий успех этой мистификации под названием Фрисланд. В 19 веке было уже понятно, что Фрисланда либо не существует, либо он находится не там, где указал Зено. Ученые 19 и 20 веков пытались найти Фрисланд среди Фарерских или Оркнейских островов.
На самом деле, секрет успеха Фрисланда лежит не в нем самом, а в тех, кому была адресована эта история. Веками люди верили Зено потому, что они хотели верить ему. Его история была слишком соблазнительной и волнующей, чтобы ее игнорировать.
Она остается таковой и по сей день, вызывая в памяти другую, еще более известную и во многом похожую фальшивку — карту Винланда. Речь идет о мнимой кате 15 века, которая была “обнаружена” в 1957 году и якобы доказывала, что Америку открыли викинги в 11 веке. Слишком большое количество нестыковок в истории Винланда не позволяют многим ученым относиться к ней всерьез. Но “сказка” Зено скроена куда более ладно — вот почему так много людей верили ей в течение почти 5 веков, а некоторые современные ученые до сих пор стараются найти в ней крупицы правды.
Важным обстоятельством, придавшим истории Зено вид “легитимности”, стало признание Фрисланда английской территорией в 1580 году, о котором мы уже упомянули выше. Люди, подобные Джону Ди, старались раньше других застолбить все новые территории в Западном полушарии, не особенно стараясь удостовериться в том, что является правдой, а что вымыслом. Надежда и внешняя “правдивая оболочка” превратили Фрисланд в реальность. Богатые и нетронутые земли в незнакомом океане, готовы для того, чтобы их завоевали — это было самой сладкой мечтой европейцев эпохи Великих географических открытий.
© PORTULAN.RU, Atlas Obscura