Вплоть до XV века географические карты были в основном изображениями мира или частей света. Карты стран или даже отдельных местностей встречались крайне редко. Это и понятно, ведь в Средневековье мир делился скорее не на страны, а на провинции, регионы, герцогства… Но с ростом значения географических границ стали появляться и первые карты стран.
Один из самых ранних примеров — созданная в 1444 году карта Анри Арно де Зволле, доверенного советника короля Филиппа Хорошего, правителя Бургундского герцогства. Карта была предназначена для разрешения территориальных споров между Бургундией и Францией. Бургундцы собирались использовать ее для обозначения французских анклавов и территориальных захватов для подготовки собственных военных действий.
Есть объективные причины низкого интереса к картам отдельных стран и средневековой Европе. Одна из главных — политический и социальный климат того времени. Вплоть до 15 века люди в мире мыслили в основном понятиями местечек, провинций и регионов, но не понятиями стран. К примеру, тот, кто сегодня называется французом, в средневековье считал себя бретонцем, нормандцем или бургундцем.
Малый спрос на национальные карты обусловлен ещё одной причиной. Карты не использовались для путешествий. Подавляющее большинство живших в Средневековье редко путешествовали дальше 20-30 километров от места рождения за всю свою жизнь. Если же людям и приходилось выбираться подальше, они пользовались не картами, а описаниями и географическими справочниками.
Первые “местные” карты появились в Англии и Италии начиная с 1400 года, что говорит о том, что только с этого времени средневековые люди начали осознавать важность помощи, которую карты могут оказать в урегулировании земельных споров и т.п. Одна из таких карт была создана в Пинчбек Цене в Линкольншире, Англия, и датируется примерно 1430 годом. Скорее всего, карта принадлежит Спалдингскому приходу, одному из трёх важных монастырских образований территории, для того, чтобы показать, какая из шести деревень имеет право выпасать овец на общих землях фена. По-видимому, пять деревень пользовались этой привилегией, а шестая нет. На карте показана лишь совсем небольшая территория — не более 10 квадратных миль — но с очень живописными подробностями.
Создатель карты неизвестен, но это наверняка был монах. Он, видимо, прибыл из Спалдингскогоо аббатства, так как эта территория показана особенно подробно. Сам фен показан ярко зелёным, а церкви (всего 28) нарисованы подробно и в перспективе и обведены красным. Другие светские здания не показаны вовсе.
© PORTULAN.RU, Jeremy Harwood