Старые карты городов и деревень в эпоху Возрождения

3497 просмотров

Эпоха Возрождения в Европе ознаменовалась бурным ростом городов, ведь именно в них сосредоточились новая культура и искусство, выведшие человечество из тьмы Средневековья. Первыми такими крупными “культурными оранжереями” стали итальянские города, и вместе с классическими видами искусства художники и ученые старались найти новые реалистичные и точные способы изображения мира. И первое, что попалось им под руку — это сами города. Так возникло новое направление в картографии — карты городов.

Типичная старая карта города 15-16 века — это захватывающая панорама, сочетающая в себе миниатюрные, но реалистичные изображения главных изданий и точный городской план. Существовали разные виды панорам: так называемый prospect view означал взгляд сбоку; вид плана города или “вид из космоса” был взглядом на город прямо сверху; вид с высоты птичьего полета означал взгляд сверху и немного по диагонали. Иногда несколько видов панорам использовались как комбинация на одной карте.

Книга карт, созданная для Федериго да Монтефельтро, правителя Урбино, примерно в 1470 году, была типичным образчиком нового стиля в картографии. Она содержала не менее десяти городских планов, среди которых старые карты Милана, Венеции, Флоренции, Рима, Константинополя, Иерусалима, Дамаска, Александрии, Каира. Примерно в то же время во Флоренции Франческо Росселли (1445-1527) создал четыре больших гравюры на дереве, содержащие старинные карты Константинополя, Пизы, Римы и самой столицы Тосканы.
1
А в период между 1484 и 1487 годами папа Иннокентий VIII поручил составить серию городских панорам для Ватикана в форме фресок, изображающих Флоренцию, Геную, Милан, Неаполь, Рим и Венецию. Шесть лет спустя Франческо Гонзага, маркиз Мантуи, последовал папскому примеру и приказал сделать похожие фрески для декораций собственного дворца. В этом случае выбранными городами были Константинополь, Каир, Флоренция, Генуя, Рим и Венеция.
Именно Венеция стала объектом для одной из самых красивых карт городов эпохи Возрождения. В 1500 году Якопо де Барбари (1440-1515), венецианский художник и издатель, был нанят для подготовки подробного плана города Антоном Колбом, бизнесменом из Нюрнберга, который жил в Венеции. Барбари создал прекрасный вид на город с высоты птичьего полета с юго-западной стороны.
2
Четкость и точность деталей на этой старой карте Венеции задали новый стандарт картографирования городов. Исчерпывающее измерение города, на котором основан план, возможно, потребовал целой команды землемеров и нескольких лет работы. Карта была напечатана в студии Барбаро с шести деревянных оттисков.
3
Три года спустя Леонардо да Винчи создал знаменитую карту города Имола по просьбе своего покровителя Чезаре Борджиа. Замечательный план Имолы считается одним из первых геометрических планов города раннего Возрождения. Существуют разногласия, создал ли да Винчи этот план “с нуля” или видоизменил карту 1473 года, но мнения ученых сходятся в том, что геодезические измерения он проводил самостоятельно.
4
Картография городов из Италии стала распространяться на север Европы. Примерно с 1520-х годов каждый уважающий себя немецкий город обзавелся собственной тщательно прорисованной панорамой. Одна из самых заметных — подробный план богатого Аугсбурга с высоты птичьего полета, созданный в 1521 году. 
5
Именно в Германии впервые был создан сборник карт городов в виде атласа. Георг Браун, католический священник, живший в Кельне, в 1572 году вместе со своим помощником, гравером Францем Хогенбергом издали первый том огромного Civitates Orbis Terrarum (Города мира). К 1617 году были закончены и пять последующих томов, включавшие в себя в сумме 550 городов.
Разнообразие содержания было поразительным (Браун и Хогенберг даже смогли найти и включить в атлас план Пекина), а точность очень высокой. Этот успешный труд претерпел 46 переизданий на латинском, немецком и французском языках. Атлас служил эталоном для многих последующих сборников старых карт городов. Ниже на картинке — старая карта Брюгге из этого атласа.
6
Подробность городских планов в атласе была разной. Некоторые были более или менее прямыми планиметрическими очертаниями, другие — такие как план Кембриджа в Англии — были нарисованы без учета масштаба или строгой ориентации и даже включали в себя сценки из городской жизни и животных.

© PORTULAN.RU, Д.Харвуд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *