Про то, как голландцы искали Молуккские острова, а нашли будущий Нью-Йорк
Про то, как голландцы искали Молуккские острова, а нашли будущий Нью-Йорк
2352 просмотров
В 1609 году мореплаватель Генри Гудзон отправился искать северный проход в Азию, чтобы проложить новый путь для южных специй в Европу. Целый ряд неудач сопровождали его плавание, и до Азии он так и не добрался. Но зато Гудзон открыл “землю бобров” — территорию в Северной Америке между Новой Францией и Вирджинией. Впоследствии она стала Новыми Нидерландами, и еще долгое время это название появлялось на старых картах.
Семнадцатое столетие известно как золотой век голландской живописи. Однако эпитет “золотой век” можно применить и ко всему остальному, связанному с Голландией в то время. Небольшая европейская страна с не самым лучшим географическим положением переживала настоящий расцвет, основанный на развитии торговли и науки. Голландские мореплаватели играли не последнюю роль и в колонизации новых земель.
В 1609 году Голландская Ост-Индская компания снарядила английского исследователя Генри Гудзона на поиски северо-восточного прохода к Островам Специй в Восточной Индии. Гудзону пришлось свернуть с намеченного пути из-за непогоды. Вернуться к кредиторам с пустыми руками Гудзон не мог, поэтому он решил свернуть на запад. Экспедиция доплыла до берегов нынешнего штата Мэн в Северной Америке, откуда отправилась на юг, а затем опять на север в поисках такого же, теперь уже северо-западного прохода.
В итоге Гудзон достиг устья широкой реки, позже названной его именем, и проплыл по ней 240 км, пока позволяла глубина русла. Возвращение в Нидерланды было неудачным. Планы опять спутала непогода, и Гудзон попал в Дартмут на побережье Девона в Англии, где был арестован за вход в чужие территориальные воды без разрешения Короля. Его судовой журнал и все старые карты были конфискованы.
Хотя Гудзон так и не вернулся в Голландию (он погиб в 1611 году, когда взбунтовавшийся экипаж выбросил его за борт), известия о его открытиях попали в Амстердам. Голландская Ост-Индская компания решила спонсировать экспедицию Адриана Блока, которая должна была снова посетить и нанести на карту эту территорию. Особенно привлекательным в ней было то, что ещё ни одна европейская нация не заявила на эту территорию свои права. Здесь было много бобров, шерсть которых была особенно ценным товаром.
В 1614 году Блок, капитан его судна Хендрик Кристиансен и двенадцать купцов представили петицию Голландским Генеральным штатам, чтобы им была выдана территориальная и торговая концессия. Стороны пришли к соглашению, что земля между Новой Францией и Вирджинией должна стать Новыми Нидерландами на основании старой карты, названной «Figurative Map hereto annexed» (впоследствии за ней закрепилось название Карты Блока). На ней впервые был показан Манхэттен как отдельный остров и впервые использованы слова «Новые Нидерланды». Карта стала важным преимуществом для голландских интересов, особенно когда новая Голландская Вест-Индская компания стала проявлять интерес к этой территории.
С этого момента стали появляться карты Новых Нидерландов, включая старые карты знаменитых Йоханнеса Янссона и Николауса Вишера. На карте Вишера 1655 года впервые был показан Новый Амстердам (позже ставший Нью-Йорком), построенный на острове Манхэттен — земле, которую Петер Минёйт, голландский управляющий Новым Нидерландами, купил у коренных американцев примерно за 60 гульденов. С точки зрения европейцев, это, несомненно, одна из лучших коммерческих сделок за всю историю.