В середине 16 века собственная картография на Туманном Альбионе практически отсутствовала — и это при том, что соседняя Голландия, отделенная проливом от Британии, в то время была мировым центром картографии. Голландские старинные карты использовали мореплаватели, исследователи и государственные деятели во всем мире, в том числе и в Англии, хотя королева Елизавета I относилась к картам пренебрежительно. Потребовалась “роль личности в истории”, чтобы британская картография расцвела пышным цветом.
Этой личностью стал Кристофер Сэкстон (1542-1606), который стал проводить детальные измерения земель Англии и Уэльса в 1570 году.
Хотя Сэкстон признан отцом английской картографии, о его жизни известно очень мало. Скорее всего, он научился базовым навыкам картографической съемки и картированию от Джона Рудда, йоркширского викария и любителя карт, который нанял его в качестве подмастерья в 1570 году. Возможно, с помощью связей своего патрона Сэкстон получил от казначеев Барглея и Сэкфорда деньги на измерение земель Англии и Уэльса, и к 1574 году первая карта графства была готова к печати. Это была карта Норфолка. К 1578 году он успешно завершил старинные карты графств Англии и Уэльса, а на следующий год свел все их в один атлас.
Выше показан рисунок одной из 34 карт, вошедших в этот атлас — карта Корнуэлла (Cornwall, Map of the Counties of England and Wales, Christopher Saxton, England, 1579). Эта старая карта — одна из самых точных (если не считать край полуострова Лэндс Энд, очертания которого, мягко говоря, не совсем правильны).
В атласе Сэкстона все графства должны были помещаться на стандартном листе, поэтому старые карты получились разных масштабов. Одно из крупнейших графств — Йоркшир — было изображено в гораздо меньшем масштабе, чем остальные. Также отсутствовали долготы и широты. Некоторые отдаленные графства были показаны менее подробно, а дороги на картах вообще не были изображены.
Вплоть до 1611 года карты Сэкстона оставались единственными в Британии, пока на сцену не вышел известный английский историк и картограф Джон Спид (1522-1629). Он создал свой знаменитый атлас The Theatre of the Empire of Great Britain, который служил сопровождением к его “Истории Великобритании”. Гравюры для этого атласа стали основой для последующих изданий вплоть до середины 18 века. Карты графств включали в себя планы городов, которые составили первый настоящий сборник городских планов Англии и Уэльса. Карта Уилтшира, к примеру, содержала подробный план Салисбери в верхнем левом углу и рисунок Стоунхенджа в правом верхнем.
Хотя Спид опирался на карты Сэкстона и Джона Нордена (составителя атласа “Зеркало Британии” в 1596 году), многие его планы основываются на новейших измерениях, как он писал, «во время моих собственных путешествий по каждой провинции Англии и Уэльса». Спид послал свои рисунки для создания гравюр великому голландскому картографу Йодокусу Хондиусу.
Еще одной заметной фигурой на картографическом небосклоне Британии эпохи Возрождения был Джон Огилви (1600-1676), который в течение своей долгой и насыщенной жизни был учителем танцев, биржевым маклером и владельцем театра. Очередной крутой поворот судьбы — и он стал Королевским Космографом и Географическим Издателем Ее Величества. Его Britannia, собрание дорожных карт Англии и Уэльса, было одним из первых национальных дорожных атласов в Западной Европе. Это также был первый английский атлас с постоянным масштабом (один дюйм — одна миля). Он содержал карты 73 главных дорог и перекрестков, показанных как непрерывные параллельные линии. Автор уверял, что измерил 26000 миль дорог, но в действительности в издании были данные только о 7500 милях.
Этот атлас дорог стал поворотным пунктом в истории картографии Англии и Уэльса. Старинные карты, издававшиеся после Britannia, заимствовали информацию именно оттуда. В этом атласе были показаны не только дороги, но и другие топографические элементы: города, реки, горы и мосты. Не удивительно, что многие современники Огилви поспешили присвоить себе некоторые результаты его трудов.
С ростом Великобритании как колониальной державы картография использовалась как средство выражения мощи растущей империи. В 1767 году труд Джона Спида Theatre of the Empire of Great Britain был переиздан с добавлением карт с «Владениями Его Величества» в Новой Англии, Нью-Йорке, Каролине, Флориде, Вирджинии, Ямайке и Барбадосе.
© PORTULAN.RU, J.Harwood