Индейцы Южной и Центральной Америки и их старые карты до и после испанского завоевания

4299 просмотров

К моменту драматической встречи цивилизаций западного и восточного полушарий на берегах Америки коренные жители Нового света были отлично знакомы с картографией. И хотя она очень сильно отличалась от европейских образцов, карты индейцев представляли собой интереснейшие свидетельства достижений этих обществ.

Ацтеки были хорошо знакомы с картами. Как и другие культуры американских индейцев, таких как ольмеки, тольтеки и запатеки, они создавали несколько разных типов карт, предназначенных для разных целей.
Диас де Кастильо, один из заместителей Кортеса, записал, к примеру, что «мексиканской пенькой были помечены все индейские деревни на нашем пути». Кастильо в этом случае ссылается на маршрутную карту, и совершенно очевидно, что ацтеки преуспели в создании многих подобных карт.
В ацтекских картах территорий широко использовались иероглифы и пиктограммы, в то время как их космографические карты разделяли Вселенную на три элемента — землю, небо и подземный мир, а Земля разделялась на четыре квадранта с деревом мира в центре. Ацтецкие карты небесных тел были намного точнее, чем те, которые знали испанские завоеватели, и играли важную роль в создании их замысловатого календаря.
Картографические истории — карты некоторых сообществ с дополнениями в виде исторических повествований — создавались на всей территории Мезоамерики. Даже после испанского завоевания такие истории продолжали наноситься на карты силами местных индейских сообществ. Испанцы окрестили их словом lienzo (холст), так как многие такие карты были нарисованы на кусках одежды.
Типичный пример такой ацтекской работы известен под названием Codex Xolotl. Эта старинная карта была создана в 1542 году, уже после испанского завоевания. В качестве фона были использованы карты Долины Мехико, а в центре — история Шолотля, легендарного война XIII века и его большой семьи. На карте показаны не только топография и гидрография территории, но и даны иероглифические названия мест.

Xolotl_3-4

Другой пример карты, также составленной в ранний колониальный период, повествует о том, как чичимеки мигрировали из места своего происхождения на севере Мексики в поисках города Тенайука. Путь показан в виде следов, которые изображают движение не только в пространстве, но и во времени. На подходе к Долине Мехико акцент становится более планиметрическим. Города, к примеру, начинают изображаться на карте как бы расположенными во взаимоотношении друг к другу, а остальные топографические элементы также показываются с большей точностью.

20170123_231553

Важно отметить, что в то время как испанцы, прорубая себе путь топорами и ружьями, вряд ли задумывались о трагичности происходящего, сами индейцы прекрасно понимали, что их ждет довольно мрачное будущее. Перед лицом грядущего испанского доминирования, а то и полного уничтожения, они старались зафиксировать свою историю для будущего, каким бы оно ни оказалось. Пример чичимекской карты, которая показывает не топографию, а народные предания, это хорошо иллюстрирует.
Насколько известно, доиспанские цивилизации Южной Америки не использовали бумагу или другие плоские поверхности для записей. Но это не значит, что индейские культуры в этой части Нового Света не имели высокоразвитой традиции картографирования. Инки, правители империи, простиравшейся от современного Эквадора до Чили, к моменту испанского появления на сцене использовали quipu, тщательно связанный вельвет и нитки, как носитель для картографических изображений.

© PORTULAN.RU, Jeremy Harwood