Атлас Менде: несостоявшаяся «сказка»

3351 просмотров

Прекращение Военно-топографическим депо составления и издания семитопографических погубернских карт и постановка в качестве первоочередной задачи Корпуса военных топографов создания военно-топографической карты Западной России привели к ослаблению работ по крупномасштабному картографированию внутренних губерний страны.

Этот факт обеспокоил научную общественность, в связи с чем Русское Географическое общество, по инициативе его члена-учредителя, знаменитого геодезиста и астронома, академика В.Я. Струве (1793-1864 гг.), выступило в 1846 году (на второй год после его основания) с предложением о проведении работ по обновлению и обеспечению современным астрономо-геодезическим обоснованием картографических материалов генерального межевания, имевшихся на всю европейскую часть России. В результате проведения работ по обновлению и совершенствованию материалов генерального межевания планировалось получить топографические карты, совмещающие в себе сведения о местности, необходимые как военному, так и межевому ведомству; помимо этого, считалось необходимым удовлетворить запросы Министерства внутренних дел.
Съемки, проводившиеся с 1848 года под руководством выпускника финского Гаппанимьемского топографического корпуса генерал-лейтенанта А.И. Менде (1800-1863 гг.) стали первым опытом организационного объединения усилий основных топографо-геодезических служб страны для создания «универсальной», многоцелевой топографической карты, призванной удовлетворить запросы самого широкого круга потребителей детальной картографической информации. Инструкции по съемкам и составлению карт и топографических описаний создавались специальной комиссией из представителей заинтересованных ведомств и проходили всестороннее обсуждение и утверждение в Совете Императорского Русского Географического общества. Целью съемок Менде было создание топографических атласов и описаний для всех губерний Европейской России, но выполнение проекта было прекращено в 1866 году из-за отсутствия денег. За этот период были произведены работы на площади около 345 000 кв. верст. Тверская, Рязанская, Тамбовская и Владимирская губернии были закартографированы в масштабе одна верста в дюйме (1:42 000), Ярославская — две версты в дюйме (1:84 000), Симбирская и Нижегородская — три версты в дюйме (1:126 000) и Пензенская губерния в масштабе восемь верст в дюйме (1:336000). Только атласы Тверской, Рязанской и Тамбовской губерний и несколько карт по съемкам А.И. Менде были опубликованы, все остальные карты и детальнейшие географические описания, составленные в рамках этой программы, остались в рукописях, хранящихся в фондах Российского государственного архива древних актов в Москве. Работы, организованные по инициативе Императорского Русского Географического общества, способствовали значительному расширению картографической изученности Центральной России, так как покрывали внутренние губернии страны, не обеспеченные военно-топографическими съемками.

Съемки Менде оказали несомненное влияние на дальнейшее совершенствование методики государственного картографирования в рамках Военного министерства, где в 1872 году Военно-топографическим отделом Главного штаба были начаты работы по обновлению трехверстной карты, которые фактически привели к созданию новой стандартной русской топографической карты масштаба две версты в дюйме (1:84 000), представлявшей собой детальнейший источник информации о местности, использовавшийся в войсках и народном хозяйстве вплоть до 30-х годов XX в. Двухверстная военно-топографическая карта была издана для Царства Польского, частей Крыма и Кавказа, а также — Прибалтики и районов вокруг Москвы и Санкт-Петербурга.

В 1869-1885 гг. проводилась детальная топографическая съемка Финляндии, явившаяся началом создания государственной топографической карты масштаба одна верста в дюйме — высшего достижения дореволюционной военной топографии в России. Инструкция для этой съемки, по сути дела, излагала современную методику мензульной съемки местности. Одноверстные карты покрывали территорию Польши, Прибалтики, Южной Финляндии, Крыма, Кавказа и части южной России севернее Новочеркасска. Великолепное качество и изящество оформления подлинных военно-топографических съемочных материалов второй половины 19 века хорошо иллюстрирует сохранившийся в Отделе картографии Российской Государственной библиотеки рукописный Атлас генеральным планам крепостей и укреплений Европейской России с показанием на них работ, произведенных в двадцатилетие 1855-1880 гг.