Кто качает морские права?

351 просмотров

История о том, как одна ошибка на старой карте создала очаг геополитической напряженности в современном мире.

Если проследить за курсом китайских кораблей береговой охраны в Южно-Китайском море, вырисовывается любопытная закономерность. Патрульные суда часто следуют по U-образному маршруту, который простирается более чем на 700 морских миль от береговой линии Китая. В эту зону попадает большая часть моря, которое играет огромную роль в мировой торговле и безопасности. 

Этот U-образный маршрут принято называть “девятипунктирной линией”, определяющей территориальные притязания Китая в этом регионе. Все, что попадает внутрь этой линии, Китай пытается объявить своей собственностью, что вызывает существенную международную напряженность в Южно-Китайском море, так как эта территория практически вплотную примыкает к побережью Филиппин, Малайзии и Вьетнама.

Почему девятипунктирная линия так важна?

Эта линия появилась в результате довольно странной картографической ошибки, случившейся около ста лет назад. До начала XX века в Китае мало интересовались южными морями, однако в результате ряда разгромных поражений в войнах с европейскими странами картографирование стало способом вернуть национальную гордость (хотя бы на бумаге).

В 1933 году националистическое правительство Чан Кайши создало комитет, целью которого было дать китайские обозначения островам в Южно-Китайском море. Служащие комитета скопировали названия с западных старых карт, неправильно переведя название подводной отмели Джеймса, расположенной довольно далеко от берегов Китая. По-китайски это стало звучать как «Зэнму тан», при этом “тан” означает песчаную отмель над водой. Она расположена примерно в 80 км от побережья Малайзии и примерно в 1800 км от материковой части Китая. 

Когда в 1936 учитель и географ Бай Мэйчу нарисовал карту с первой U-образной линией, он изогнул ее вокруг отмели Джеймса. Позже двое учеников Бая были наняты правительством Гоминьдана и в 1946 году нарисовали первую официальную карту с этой линией, а отмель стала считаться самой южной точкой Китая. Когда в 1949 году к власти пришли коммунисты, они сохранили линию из девяти пунктиров и начали строить вокруг нее новую мифологию.

В разрез с морским законом

В 1990-х годах правительство Китая объявило об «исторических правах» на все, что находится внутри этой линии, причем никогда не уточнялось, относится ли это только к территории или также к рыбе и полезным ископаемым. 

Претензии Китая противоречат международному морскому праву — договору, согласованному в 1982 году и ратифицированному 168 странами, включая Китай. Согласно этому договору, к территориальному морю относится прибрежная морская полоса шириной не более 12 морских миль. Также страны получают эксклюзивные права на бурение, рыболовство и добычу полезных ископаемых, но только в пределах 200 морских миль от своего побережья.

В 2013 году Филиппины бросили вызов Китаю в международном трибунале, который постановил, что требования Китая, основанные на линии из девяти пунктиров, были незаконными. Китай не принял это решение и продолжает притязать на эти воды. И не просто так — ведь в Южно-Китайском море добывается около восьмой части всей рыбы в мире, а также содержатся огромные запасы нефти и газа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *