В самом конце 17 века в одном немецком атласе появилась очень странная карта. Необычность ее была в том, что она была ориентирована в Северный полюс, что было очень редким в то время явлением. Почему же ее автор – известный немецкий картограф Генрих Шерер, а по совместительству ярый иезуит – выбрал именно такую проекцию для своего творения?
На этой старинной карте изображено кругосветное путешествие «Виктории» — корабля, входящего в состав экспедиции Фернандо Магеллана. Это было первое судно, когда-либо полностью обогнувшее Землю, и произошло это в 1519-1522 гг.
Генрих Шерер (1628 – 1704) был баварским картографом, приближенным к королевскому двору. В то время, когда большинство ведущих картографов мира были из протестантских Нидерландов, Шерер был убежденным католиком, более того – иезуитом. Его вера нашла отражение в его картах. Но кроме того, он также был профессором математики и иудейского языка. Должно быть, ему было очень непросто совместить свои такие разные идеалы в том, как он понимал географию.
На данной старой карте мы можем прочитать следующее заглавие: «Изображение путешествия Виктории, корабля Магеллана, совершенное между 1518 и 1522 годами». Давайте посмотрим на некоторые особенности этой удивительной карты.
Части света аккуратно выделены разными цветами. Калифорния, как и было принято в те годы, показана в виде острова. Нынешняя Австралия носит имя Новой Голландии.
В левой части этой старинной карты мира – крупное изображение «Виктории». Этот корабль стал единственным из армады Магеллана, вернувшимся после кругосветного путешествия (сам великий исследователь погиб на Молуккских островах), начавшемся в Севилье в 1519 году в стремлении найти западный проход к островам Специй. Справа на карте изображены несколько выживших членов команды (всего вернулось в Испанию 18 из 237 моряков), которые направляются в церковь Санта Мария де ла Виктория в Севилье, чтобы поблагодарить Бога за свое возвращение. На картуше также указана дата их возвращения – 7 сентября 1522 года.
Интересен выбор проекции: в центре этой старой карты находится «пустое сердце» Арктики. Таким образом, Северный полюс из далекой и неизвестной окраины превращается здесь в центр мира. Такая проекция была, да и остается по сей день очень редко используемой. Так почему же Шерер выбрал именно ее?
Во-первых, в такой проекции проще показывать кругосветные путешествия. Если посмотреть на обычную проекцию, то видно, как огромный Тихий океан разрывает Америку и Азию и разносит их по разным «концам» карты. Например, во время своего плавания «Виктория» обогнула американский континент с юга, впервые проплыв через пролив, разделяющий Огненную землю и Антарктиду. В обычной проекции путь «Виктории» оказался бы разделе надвое, но в полярной проекции показать ее маршрут целостным и непрерывным оказалось гораздо проще.
Однако есть и еще одна причина, которая, пожалуй, даже важнее. Иезуитская «ориентация» Шерера во многом определяла его мировоззрение. В том числе, именно ей обязано появление данной карты. Вот, например, еще одна старая карта из этого атласа (Atlas Novus) — Societas Iesu Per universum mundum diffusa Praedicat Christi Evangelium, которая показывает распространение иезуитов в мире и их миссии на разных континентах. Слева внизу проповедует Игнатий Лойола, а справа внизу – Франсис Ксавье руководит миссией в Азии. Справа вверху изображен Андрес де Овьедо, патриарх Эфиопии. И в целом карта наполнена и даже переполнена религиозным содержанием.
Удобна иезуитам и полярная проекция: центры их миссий расположены на «периферии» нашей планеты – на землях Нового Света, который был открыт в ходе Великих географических открытий. Конечно, иезуиты работали и в Европе, но тематика данной карты определяет фокус именно на эти регионы. И именно северная проекция позволяет увидеть в равной степени хорошо все «новые» регионы, подвластные иезуитам – Азию, Латинскую Америку, Африку.
И с географической точки зрения иезуитская миссия – это результат кругосветного путешествия Магеллана. Выбор точки отсчета – или в данном случае центра карты (ее проекции) – это чисто географический вопрос. И иногда такой центр выбирается специально для того, чтобы подчеркнуть значимость периферии – как на этой старой карте Генриха Шерера.
© PORTULAN.RU