Границы между странами бывают довольно странными и нелогичными. В Европе, с ее многовековой историей мелких дрязг и стычек между небольшими государствами и народами, границы перекраивались многократно. Некоторые последствия дошли до наших дней в виде совершенно поразительных пограничных образований. Таких, например, как граница между бельгийской коммуной Барле-Хертог в провинции Антверпен и нидерландской общиной Барле-Нассау в провинции Северный Брабант.
Барле-Хертог с населением в 2600 человек состоит из 26 отдельных участков земли, из них 22 — это эксклавы на территории Нидерландов, и еще 3 находятся непосредственно на границе. Барле-Нассау (население 6500 человек) имеет 7 эксклавов на территории Бельгии (см. карту).
Такая невероятная граница сложилась в результате целого ряда средневековых соглашений, пактов, земельных обменов и продаж между правителями Бреды и князьями Брабанта. Итогом, закрепившим положение вещей, стал Маастрихстский договор, подписанный в 1843 году, через 13 лет после объявления Бельгией независимости от Нидерландов.
Граница ныне проходит даже через несколько домов; такое положение привело к нескольким интересным побочным эффектам коммерческого характера. Например, в прошлом налоговые режимы в двух странах существенно отличались, поэтому покупатели могли выбирать более выгодные варианты между магазинами по разные стороны границы, но расположенными на одной улице. Другой пример: некоторое время голландские рестораны по закону должны были закрываться раньше бельгийских. Часто посетители заведений на нидерландской стороне просто перемещались за столики в соседних бельгийских кафешках.
Сегодня, когда обе страны входят в Евросоюз и являются частью Шенгенской зоны, эти различия уже не столь ощутимы, но от этого не менее интересны.