Согласно Книге Рекордов Гиннесса, Панамериканское шоссе — самая длинная в мире дорога, доступная для движения автотранспорта. Правда, проехать по ней от начала до конца только за рулем не получится, так как в одном месте она прерывается на целых 160 километров — в так называемом Дарьенском пробеле между Центральной и Южной Америками.
Панамериканское шоссе в своем самом длинном варианте — это сеть дорог, протянувшаяся от Прадхо-Бей на Аляске до Ушуайи в Аргентине и насчитывающая 48000 км.
Шоссе состоит из официальной части и нескольких неофициальных отрезков. Формальная часть, которая по-испански называется Autopista, Carretera или Ruta Panamericana, начинается в Нуэво Ларэдо в Мексике (на границе с США) и заканчивается в Буэнос-Айресе, столице Аргентины. Однако, на карте видно, что к дороге примыкает несколько неофициальных частей — как с севера, так и с юга.
Согласно карте, Панамериканское шоссе проходит через 14 стран:
- США
- Канада
- Мексика
- Гватемала
- Сальвадор
- Гондурас
- Никарагуа
- Коста-Рика
- Панама
- Колумбия
- Эквадор
- Перу
- Чили
- Аргентина
Панамериканское шоссе проходит через все основные климатические зоны и по самым разнообразным ландшафтам, включая арктическую тундру, тайгу, горы, прерии, сухие пустыни и тропические джунгли.
Дорога начинается на севере, в местечке Дэдхорс на Аляске, недалеко от нефтяного месторождения Прадхо-Бей. Первые 662 км идут по шоссе с названием Dalton Highway — вплоть до Фэрбенкса.
Dalton Highway была построена 1974 году для обслуживания Трансаляскинской трубопроводной системы. Езда по ней не похожа от приятное путешествие — на протяжении 384 км нет ни одного автосервиса; кроме того, эта дорога стала первой в списке самых опасных дорог мира по версии BBC.
От Фэрбенска идет дорога длиной 155 км до города Делта-Джанкшн на северном конце Аляскинской трассы — следующего отрезка пути.
Аляскинская трасса была построена в 1942 году силами армии США с целью соединить Аляску через Канаду с остальными 48 штатами для более эффективного отражения возможной атаки японцев. Изначально она насчитывала 2700 км и не везде была асфальтирована. Полностью асфальт был проложен только к 2012 году, а сама дорога сократилась до 2232 км. Аляскинское шоссе заканчивается в Доусон Крик в Британской Колумбии. Чуть далее, в Эдмонтоне (штат Альберта) продолжить путь можно в двух направлениях: через Миннеаполис и Даллас к границе с Мексикой в Техасе (Ларедо) или через Калгари (Альберта), Биллингс (Монтана), Денвер (Колорадо), Лас-Крусес (Нью-Мексико) и Сан-Антонио в Техасе, где она соединяется с первой дорогой.
В Мексиканском городе Нуэво Ларедо, сразу после границы с США, начинается официальная часть Панамериканского шоссе. Оно идет через Мехико Сити по федеральным трассам 45 и 190 к границе с Гватемалой. Далее дорога следует по территории Центральной Америки (Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика и Панама). Во всех этих странах, кроме Гондураса, шоссе проходит через столицы: Гватемала сити, Сан-Сальвадор, Манагуа, Сан-Хосе, Панама сити. В Панаме дорога поднимается на высоту до 3335 метров к Пику Смерти (Cerro de la Muerte). Это высшая точка шоссе на всем его протяжении.
Шоссе обрывается в Явизе, в начале Дарьенского пробела, и возобновляется на другой его стороне, в Турбо — это уже Колумбия в Южной Америке. Обогнуть пробел можно с помощью паромов.
В Колумбии дорога идет через Меделлин и Кали, после чего подходит к границе с Эквадором в Тулкане. Далее шоссе пересекает столицу Эквадора Кито, расположенную на высоте 2850 метров (это вторая по высоте столица в мире, после Ла-Паса, главного города Боливии). Далее дорога устремляется на юг, в Перу, где проходит по всей территории страны вдоль побережья, включая столицу, город Лиму.
После пересечения границы с Чили шоссе идет по пустыне Атакама — самой сухой неполярной области в мире. Далее шоссе следует через Антофагасту в Вальпараисо.
На карте видно, что дальше на юг ведет еще одна неофициальная часть шоссе, которая заканчивается в Кельоне на Острове Чилоэ. Официальная же часть из Вальпараисо идет на восток через Анды в Аргентину, где и заканчивается в ее столице — Буэнос-Айресе.
До 1980 года граница Чили и Аргентины проходила по перевалу Упсаллата на высоте 3832 м; это и была высшая точка Панамериканского шоссе. Но в 1980 году был открыт тоннель, проходящий теперь на высоте 3200 метров.
Еще одна неофициальная часть дороги ведет от Буэнос-Айреса в Ушуайю через Байя-Бланка и Комодоро Ривадавиа. Уже на самом юге дорога снова заходит на территорию Чили и пересекает Пролив Магеллана по короткой паромной переправе, после чего снова возвращается в Аргентину, на остров Исла Гранде де Тьерра дель Фуэго. Аргентинцы считают Ушуайю самым южным городом в мире. Чилийцы же оспаривают это утверждение, называя таковым Пуэрто Уильямс, который действительно расположен гораздо южнее, но намного меньше Ушуайи (население 71000 против 3000).
Рекорд самого быстрого путешествия на машине от Ушуайи до Прадхо-Бей принадлежит Тиму Кэйхиллу и Гарри Соуэрби — им понадобилось всего 23 дня 22 часа и 43 минуты. Тим написал об этой поездке книгу “Дорожная лихорадка”. В 2003 году Кевин Сандерс установил рекорд на мотоцикле, проехав по шоссе за 34 дня.
Наконец, описание Панамериканского шоссе будет неполным без более подробного рассказа о Дарьенском пробеле. Это территория неосвоенных болот, лесов и гор на границе между Панамой и Колумбией. До сих пор все попытки построить дорогу в этом месте окончились неудачей, причины которой заключаются в огромной стоимости и сложности прокладки шоссе по такой местности; противостоянии экологов, защищающих влажные тропические джунгли; противостоянии правозащитников, защищающих местные коренные народности; мнении, что дорога откроет путь в Северную Америку многим тропическим болезням.
За последние десятилетия было предпринято много попыток пересечь Дарьенский пробел. Первое успешное пересечение на автомобиле произошло в 1959-60 годах на Land Rover La Cucaracha Cariñosa и Jeep во время международной Трансдарьенской экспедиции. На это ушло 136 дней!
В 1961 году пробел был пройден на обычной неполноприводной легковой машине Chevrolet Corvairs (из трех автомобилей только две смогли успешно выехать из джунглей).
Панамериканское шоссе проходили и пешком! В 1981 году это сделал Джордж Миган, который затратил на путешествие 2425 дней!
© PORTULAN.RU, Brilliant Maps